Функциональная грамотность

1

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена обучающимся основной школы (5-9
класс).
Курс «Основы функциональной грамотности» призван помочь подростку в его культурной самоидентификации.
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее
вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле:
включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования
(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладаютлиучащиеся15-летнеговозраста,
получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является
PISA
(ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7
мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в
2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование
человека в современном обществе, развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
2

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности
в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется
актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что
результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории
молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень
благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты
образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их
функциональная грамотность.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения
и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания, как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки, технология оказывают влияние
на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность); способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм,
представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения
поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном
контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и
3

национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем
и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и
используются для решения конкретных проблем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

4

6 класс

применяет

применяет

Уровень
понимания и
применения

извлеченную из
текста
информацию для
решения
разного рода проблем

7 класс Уровень
анализа и
синтеза

анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из текста

математические знания для
решения разного

объясняет и описывает
естественно-научные явления на
основе
имеющихся научных

финансовые

рода проблем

знаний

решения разного рода
проблем

формулирует

распознает и

математическую проблему
на
основе анализа ситуации

исследует личные, местные,
национальные,

применяет
знания для

анализирует
информацию в
финансовом контексте

глобальные
естественно-научные проблемы в
различном контексте

8 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в
рамках
предметного
содержания

оценивает форму и
содержание
текста в рамках
предметного
содержания

интерпретирует и оценивает
математические
данные в контексте
лично значимой ситуации

интерпретирует и
оценивает личные, местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные
проблемы в
различном контексте
в рамках предметного содержания

5

оценивает
финансовые проблемы в
различном контексте

оценивает форму и
содержание

9 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

текста в рамках
метапредметног о
содержания

интерпретирует и оценивает
математические
результаты в
контексте
национальной или
глобальной ситуации

интерпретирует и оценивает,
делает выводы и строит
прогнозы о личных, местных,
национальных,
глобальных

оценивает
финансовые
проблемы, делает
выводы, строит прогнозы,
предлагает пути решения

естественно-научных проблемах
в
различном контексте в рамках
метапредметного содержания

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Грамотность
Читательская

5-9
классы

6

Математическая

Финансовая

объясняет гражданскую
оценивает
позицию
в
финансовые действия в
гражданскую позицию в
содержание
конкретных
ситуациях
конкретных
конкретных
общественной
жизни
на
прочитанного с
ситуациях с
основе
ситуациях
позиции норм морали и
позиции норм морали и
естественнообщечеловеческих
общественной жизни на основе
общечеловеческ
ценностей;
математических
научных знаний с
их ценностей, прав и
формулирует собственную
знаний с позиции норм морали и позиции норм морали
обязанностей
позицию по
общечеловеческаяких ценностей
отношению к
и общечеловеческих ценностей
гражданина страны
прочитанному
оценивает

объясняет

Естественнонаучная

5 КЛАСС
Формы внеурочной деятельности
№
1

Раздел (тема)
Модуль «Основы
читательской
грамотности»

Содержание
Определение основной темы в фольклорном произведении.
Беседа, конкурс.
Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление
Работа
в
парах. Ролевая
содержания текстов разговорного стиля.
игра.дискуссия
в формате
Личная ситуация в текстах.
свободного обмена мнениями.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
Круглый стол.
частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со
сплошным текстом.

2

7

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная
система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.

Беседа, обсуждение, практикум

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Обсуждение, практикум,
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто брейн-ринг. Обсуждение, уроквсегда говорит правду.
исследование. Беседа, обсуждение
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. практикум
Игра,
урокНаглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.
исследование,
брейнринг,
Разбиение объекта на части и составление модели Размерыконструирование.
урокобъектов окружающего мира (от элементарных частиц допрактикум, моделирование.
Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.

3

Модуль «Основы
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.
естественнонаучной Слышимые и неслышимые.
грамотности»
Устройство динамика.
Современные акустические
системы.
Шум и
его воздействие на человека.
Движение и взаимодействие
частиц.
Признаки
химических реакций.
Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды.
Углекислый
газ
в
природе
и
его
значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
минералами, горной породой и рудой.

8

Квест, игра «Что?
Где? Когда?». Беседа,
демонстрация записей звуков.
Наблюдение физических явлений.
Презентация. Учебный
эксперимент. Наблюдение
физических явлений. Работа с
коллекциями минералов и горных
пород. Посещение
минералогической экспозиции.

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

4

Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие.
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги.
Сколько стоит «своё дело»?

6 КЛАСС
Формы внеурочной деятельности
№
1

9

Раздел (тема)
Модуль «Основы
читательской
грамотности»

Содержание
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях
времени.
Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных

Беседа, конкурс.
Работа в парах. Ролевая игра,
дискуссия в формате свободного
обмена мнениями.

10

текстах.

Круглый стол.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся
втексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

Квест, игра «Что?
Где? Когда?».

2

11

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, Игра, обсуждение, практикум.
расстояние.
Исследовательская работа,
Вычисление величины, применение пропорций прямо
урокпрактикум Обсуждение,
пропорциональных отношений для решения проблем.
урок- практикум, соревнование.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, Урок-игра, урок- исследование.
проценты, пропорция, движение, работа.
Урок-игра, индивидуальная работа
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на
в парах. Обсуждение,
пары).
урокпрактикум.
Беседа,
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач. Геометрические
урокисследование,
задачи на построение и на изучение свойств фигур:
моделирование.
Обсуждение,
геометрические фигуры на
клетчатой
бумаге,
урокпрактикум, проект, игра.
конструирование.
Элементы логики,
теории
вероятности
комбинаторики:
таблицы,
диаграммы, вычисление
вероятности.

3

Модуль «Основы
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
естественнонаучной Масса. Измерение массы тел.
грамотности»
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые
явления.
Тепловое
расширение
тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
Плавление и отвердевание.
Испарение и конденсация.
Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.

4

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата.
Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность
и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
Личные деньги

12

Наблюдения. Лабораторная
работа.
Моделирование.
Презентация. Учебный
эксперимент. Наблюдение
физических явлений.
Проектная работа.
Обсуждение.
Исследование.
Проектная работа.

7 КЛАСС
Формы внеурочной деятельности
№

Раздел (тема)

Содержание

1

Модуль «Основы
читательской
грамотности»

Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении.
Поэтический текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах.

Беседа, конкурс.
Работа

в

парах.

Ролевая
игра. Беседа,
дискуссия в формате свободного
обмена мнениями.
Круглый стол.

Работа
с
текстом:
как
преобразовывать
текстовую информацию с
учётом
цели
дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение Квест, конкурс.
(объяснительное сочинение, резюме, толкование,
Квест, игра «Что?
определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль Где? Когда?».
текста, предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с
несплошным текстом: информационные листы и объявления,
графики и диаграммы.

13

2

14

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Арифметические и алгебраические выражения: свойства Обсуждение, практикум.
операций и принятых соглашений. Моделирование изменений Исследовательская работа,
окружающего мира с помощью линейной функции.
урокпрактикум. Обсуждение, урокЗадачи практико-ориентированного содержания: на движение, практикум. Обсуждение, урокпрактикум, урок- исследование.
на совместную работу.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств Урок-игра, урок- исследование.
фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач Урок-исследование. Обсуждение,
практического содержания.
урок- практикум, проект,
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
игра.Проект, исследовательская
Элементы теории множеств как объединяющее основание работа.
многих направлений математики.
Статистические явления, представленные в различной
форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы,
гистограммы. Решение геометрических
задач
исследовательского характера.

3

Модуль «Основы
Почему все тела нам кажутся сплошными:
естественнонаучной молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей
грамотности»
и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация тел.
Виды деформации. Усталость материалов. Атмосферные
явления. Ветер.
Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами,
объяснение их происхождения. Давление воды в морях и
океанах. Состав воды морей и
океанов.Структура подводной сферы.

разрывными

Исследование океана. Использование

машинами и прессом. Проектная
деятельность. Оформление коллажа.
Создание журнала «Музей фактов».

подводных дронов. Растения. Генная модификация растений
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие.
Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы.
Эволюция птиц.
4

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды
налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в
вашей семье?
Пеня и налоговые льготы
Что такое государственный бюджет? На что расходуются
налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить?
Всё про кредит. Вклады: как сохранить и приумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.

15

Беседа. Демонстрация моделей.
Демонстрация моделей.
Лабораторная работа.
Посещение производственных или
научных лабораторий с

8 КЛАСС
№

Раздел (тема)

1

Модуль «Основы
читательской
грамотности»

Содержание

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
Учебный
текст как
источник
информации.
Сопоставление содержания
текстов официальноделового
стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять
информацию из текста в изменённой
ситуации?
Типы
текстов:
текстинструкция (указания к выполнению
работы, правила, уставы, законы) Поиск
ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность.
Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты, договоры

16

Формы внеурочной
деятельности

Беседа, конкурс. Работа в парах.
игра. Беседа,
дискуссия
свободного обмена мнениями.
Круглый стол. Квест, конкурс.
Квест, игра «Что?
Где?Когда?».

Ролевая
в формате

2

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Работа с информацией, представленной в
форме таблиц, диаграмм столбчатой или
круговой, схем. Вычисление расстояний
на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной
жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические
методы
решения.
Алгебраические связи между элементами
фигур: теорема Пифагора, соотношения
между
сторонами
треугольника),
относительное расположение, равенство.
Математическое
описание
зависимости между переменными в
различных процессах.
Интерпретация
трёхмерных
изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения,
определение шансов наступления того
или иного события. Решение типичных
математических задач, требующих
прохождения этапа моделирования.

17

Практикум. Беседа.
Исследование.
Исследовательская работа, практикум. Проектная работа.
Обсуждение. Урок практикум.Моделирование.
Выполнение рисунка.
Практикум.
Урок-исследование.
Урок-практикум.

3

Модуль «Основы
Занимательное электричество.
естественнонаучной
Магнетизм
и
электромагнетизм
грамотности»
Строительство плотин.
Гидроэлектростанции.
Экологические

риски.

Беседа. Демонстрация моделей.
Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.
Учебный
эксперимент. Наблюдение физических
явлений.
Проектная работа. Моделирование.
Виртуальное

при

строительстве
гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики,
объединенные энергосистемы.
Внутренняя среда организма. Кровь.
Иммунитет.
Наследственность.

Системы жизнедеятельности человека.
4

18

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Потребление или инвестиции? Активы в
трех измерениях.Как сберечь личный
капитал? Модель трех капиталов.
Бизнес
и
его
формы.
Риски
предпринимательства Бизнес-инкубатор.
Бизнес-план. Государство и малый
бизнес. Бизнес подростков и идеи.
Молодые предприниматели Кредит и
депозит. Расчетнокассовые операции и
риски связанные с ними.

моделирование

8КЛАСС
Формы внеурочной деятельности
№
1

Раздел (тема)
Модуль «Основы
читательской
грамотности»

Содержание
Формирование читательских умений с опорой на Беседа, конкурс.
текст и внетекстовыезнания. Электронный текст
Работа
в
парах.
как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного
Ролевая
игра.
стиля.
Беседа, дискуссия в формате свободного
Образовательные ситуации в текстах. Работа
обмена мнениями.
с текстом: как критически оценивать степень
Круглый стол.
достоверности содержащейся в тексте
информации?
Типы
текстов:
Квест, конкурс.
текстаргументация (комментарий, научное
Квест, игра «Что?
обоснование).
Составление
плана на
основе
Где?
исходного текста. Типы задач на грамотность.
Когда?».
Аналитические
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные
тексты

19

2

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Представление данных в виде таблиц. Простые и Беседа. Обсуждение.
сложные вопросы.
Практикум.
Представление данных в виде диаграмм.
Обсуждение.
Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с
тремя составляющими. Задачи с лишними
данными.
Решение типичных задач через систему линейных
уравнений.
Количественные рассуждения, связанные со
смыслом числа, различными представлениями
чисел, изяществом вычислений, вычислениями в
уме, оценкой разумности результатов. Решение
стереометрических задач.
Вероятностные, статистические явления и
зависимости.

3

20

Модуль «Основы
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
естественнонаучной
Искусственная радиоактивность.
грамотности»
Изменения состояния веществ. Физические
явления и химические превращения.
Отличие химических реакций от физических
явлений.
Вид и популяции. Общая характеристика
популяции.
Экологические факторы и условия среды
обитания.
Происхождение видов.

Исследование.
Практикум.
Моделирование.
Конструирование алгоритма.
Практикум.
Обсуждение.
Исследование. Исследование. Выбор способа
решения.
Практикум.
Демонстрация моделей. Дебаты.
Беседа. Демонстрация моделей.
Презентация.
Учебныйэксперимент.
Исследование
Беседа. Демонстрация

Закономерности
изменчивости:
модификационная
и
мутационная
изменчивости. Основные методы селекции
растений, животных и микроорганизмов.
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы. Антропогенное воздействие на
биосферу.
Основы
рационального
природопользования.

21

моделей. Учебный эксперимент.
Наблюдение явлений. Демонстрация моделей.
Моделирование.

4 Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская
специфика.
Риски акций и управление ими. Гибридные
инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые
индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски
и управление ими. Инвестиционное
профилирование. Формирование
инвестиционного портфеля и его пересмотр.
Типичные ошибки инвесторов. Участники
страхового рынка. Страхование для физических
лиц. Государственное и негосударственное
пенсионное страхование. Выбор и юридические
аспекты отношений с финансовым посредником.

22

ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№

Раздел

Всего часов

1

Модуль «Основы финансовой грамотности»

4

2

Модуль «Основы читательской грамотности»

4

3

Модуль «Основы математической грамотности»

5

4

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

4

Итого

17

6 класс
№

Раздел

Всего часов

1

Модуль «Основы финансовой грамотности»

4

2

Модуль «Основы читательской грамотности»

4

3

Модуль «Основы математической грамотности»

5

4

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

4

Итого

17

7 класс
№
1

23

Раздел
Модуль «Основы финансовой грамотности»

Всего часов
4

2

Модуль «Основы читательской грамотности»

4

3

Модуль «Основы математической грамотности»

5

4

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

4

Итого

17

8 класс
№

Раздел

Всего часов

1

Модуль «Основы финансовой грамотности»

4

2

Модуль «Основы читательской грамотности»

4

3

Модуль «Основы математической грамотности»

5

4

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

4

Итого

17

9 класс
№

Раздел

1

Модуль «Основы финансовой грамотности»

4

2

Модуль «Основы читательской грамотности»

4

3

Модуль «Основы математической грамотности»

5

4

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

4

Итого

24

Всего часов

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема занятия

Кол-во
часов

5 класс
Теоретические
занятия

Практические
занятия

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1

Как появились деньги? Что могут деньги?

0,5

0,25

0,25

2

Деньги в разных странах

0,5

0,5

0

3

Деньги настоящие и ненастоящие

0,5

0

0,5

4

Как разумно делать покупки?

0,5

0

0,5

5

Кто такие мошенники?

0,5

0,25

0,25

6

Личные деньги

0,5

0

0,5

7

Сколько стоит «своё дело»?

0,5

0,25

0,25

8

Обобщение по модулю «Основы финансовой
грамотности»

0,5

0

0,5

Итого

4

1,75

3,25

Модуль «Основы читательской грамотности»
1

25

Определение основной темы и идеи в
эпическом произведении

0,5

0

0,5

Дата

2

Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах.

0,5

0

0,5

3

Работа
с
текстом:
как
понимать
информацию, содержащуюся в тексте?

1

0,5

0,5

4

Типы задач на грамотность.
Интерпретационные задачи
Работа со несплошным текстом.

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

Обобщение по модулю «Основы
читательской грамотности»

1

0

1

4

0,5

3,5

5
6

Итого

Модуль «Основы математической грамотности»
1

2

3
4
5

26

Вычисление величины, применение
пропорций прямопропорциональных
отношений для решения проблем.
Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение,
работа

0,5

0

0,5

1

0,5

0,5

Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц.
Графы и их применение в решении задач.

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге,
конструирование.

1,5

0,5

1

6

Обобщение по модулю «Основы
математической грамотности»
Итого

1

0

1

5

1

4

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Звуковые явления
1

0,5
Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его
воздействие на человека.
Строение вещества

0

0,5

2

Движение и взаимодействие частиц.
Признаки химических реакций.
Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды.

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0,25

0,25

0,5

0

0,5

0,5

0,25

0,25

1

0

1

3

Земля и земная кора. Минералы
4

5

Земля, внутреннее строение Земли.
Знакомство с минералами, горной породой
и рудой.
Атмосфера Земли.

Живая природа
6

7

27

Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства
живых организмов.
Обобщение по модулю «Основы
естественнонаучной грамотности»

28

Итого

4

0,5

3,5

ВСЕГО

17

3,75

14,25

6
№

класс

Тема занятия

Кол-во
часов

Теоретические
занятия

Практические
занятия

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1 Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги.
Фальшивые
деньги:
история
и
современность.
2 Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она
разная? От чего это зависит?
3 Собственность и доходы от нее. Арендная
плата, проценты, прибыль, дивиденды.

0,5

0,25

0,25

0,5

0,5

0

0,5

0,25

0,25

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

0,5

0,5

0

5 Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться?

0,5

0,5

0

6 Личные деньги
7 Обобщение по модулю «Основы финансовой
грамотности»

0,5
1

0
1

0,5
0

4

3

1

4

Итого

Модуль «Основы читательской грамотности»

29

1 Определение
основной
темы
в
фольклорном произведении. Пословицы,
поговорки как источник информации.

0,5

0

0,5

2 Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в
текстах.

0,5

0

0,5

Дата

3 Работа с текстом: как выделить главную
мысль текста или его частей?
4 Типы задач на грамотность чтения.
Примеры задач.
5 Работа со сплошным текстом.
6 Обобщение по модулю «Основы
читательской грамотности»
Итого

1

0,25

0,75

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

1

0

1

4

0,25

3,75

Модуль «Основы математической грамотности»

30

1 Сюжетные задачи, решаемые с конца.

0,5

0

0,5

2 Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.
3 Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

4 Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические
фигуры.
Наглядная
геометрия.
Задачи на разрезание и
перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели.
5 Размеры объектов окружающего мира (от
элементарных частиц до Вселенной)
длительность процессов окружающего
мира.

1,5

0,5

1

0,5

0

0,5

0,5

0,25

0,25

1

0

1

6

Комбинаторные задачи. Представление
данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

7

Обобщение по модулю «Основы
математической грамотности»

Итого

5

0,75

4,25

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Строение вещества
1

Тело и вещество. Агрегатные состояния
вещества. Масса. Измерение массы тел.

2

Строение вещества. Атомы и молекулы.
0,5
Модели атома.
Тепловые явления

3

0,5
0,5
Тепловые явления. Тепловое расширение
тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и
0,5
0
конденсация.
Земля, Солнечная система и Вселенная

4

5

Представления о Вселенной. Модель
Вселенной. Модель солнечной системы.

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

0

0,5

0,25

0,25

0,5

0,25

0,25

1

0

1

4

1,5

2,5

17

5,5

11,5

Живая природа
6

Царства живой природы.

7

Обобщение по модулю «Основы
естественнонаучной грамотности»
Итого
ВСЕГО

31

7
№

класс

Тема занятия

Кол-во
часов

Теоретические
занятия

Практические
занятия

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1

Налоги

1

0,75

0,25

2

Бюджет

1

0,75

0,25

3

Пособия

0,5

0,25

0,25

4

Банки и вклады

1

0,5

0,5

5

Обобщение по модулю «Основы финансовой
грамотности»

0,5

0,5

0

4

2,75

1,25

Итого

Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник
информации.
с
текстом:
как
2 Работа
преобразовывать
текстовую информацию с
учётом
цели дальнейшего
использования?

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

3

Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль текста, предложенного для анализа.

0,5

0

0,5

4

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

0,5

0

0,5

5

Работа с несплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы.

1

0

1

1

32

Дата

6

Обобщение по модулю «Основы читательской
грамотности»
Итого

1

0

1

4

0

4

0,5

0

0,5

1

0,5

0,5

Модуль «Основы математической грамотности»
1

Моделирование изменений окружающего мира с
помощью линейной функции.

2

Геометрические задачи на построения и на
изучение
свойств
фигур, возникающих в
ситуациях повседневной жизни,
задач
практического содержания.

3

Решение задач на вероятность событий в реальной
жизни.

0,5

0

0,5

4

Элементы теории множеств как объединяющее
основание многих направлений математики.

0,5

0

0,5

5

Решение
геометрических
исследовательского характера.

1,5

0,25

1,25

6

Обобщение по модулю «Основы математической
грамотности»

1

0

1

5

0,75

4,25

0,5

0

Итого

задач

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества
1

33

0,5
Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей
и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых
телах.
Механические явления. Силы и движение

2

Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля.
Гидростатический парадокс.

0,5

0,5

0

3

Деформация тел. Виды деформации.
Усталость материалов.

0,5

0,5

0

Земля, мировой океан
4

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра.
Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение
их происхождения.

0,5

0

0,5

5

Давление воды в морях и океанах. Состав воды
морей и океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана.

0,5

0,5

0

Биологическое разнообразие
6

Растения. Генная модификация растений.
Внешнее
строение
дождевого
червя,
моллюсков, насекомых.

0,5

0,5

0

7

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция
птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы.
Сезонная миграция.
Обобщение по модулю «Основы естественнонаучной
грамотности»

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

Итого

4

3,5

0,5

ВСЕГО

17

7

10

8

34

8
Тема занятия

№

класс
Кол-во
часов

Теоретические
занятия

Практические
занятия

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1

Капитал

1

0,75

0,25

2

Бизнес

1

0,5

0,5

3

Кредиты

1

0,5

0,5

5

Обобщение по модулю «Основы
финансовой грамотности»

1

1

0

4

2,75

1,25

Итого

Модуль «Основы читательской грамотности»
1

2

3

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный
текст как источник информации.
Работа
с
текстом:
как
применять
информацию из текста в изменённой
ситуации?

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5
1

Поиск ошибок в предложенном тексте.

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

1

0

1

4 Типы задач на грамотность.
Информационные задачи.
5

35

Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты, договоры

Дата

6

Обобщение по модулю «Основы
читательской грамотности»
Итого

1

0

1

4

0

4

Модуль «Основы математической грамотности»
1

2

3

4
5

6

7

Работа с информацией, представленной в
форме таблиц, диаграмм столбчатой или
круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение
формул в повседневной жизни.
Математическое описание зависимости
между переменными в различных
процессах.
Интерпретация трёхмерных
изображений, построение фигур.
Определение
ошибки
измерения, определение шансов
наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа
моделирования.
Обобщение по модулю «Основы
математической грамотности»
Итого

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

1

0

1

1

0

1

5

0,5

4,5

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества (электрические явления)
1

36

Занимательное электричество.

0,5

0,5

0

Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
Магнетизм и электромагнетизм.

0,5

0

0,5

3 Строительство плотин.
Гидроэлектростанции. Экологические риски
при строительстве гидроэлектростанций.

0,5

0

0,5

виды энергетики,
4 Нетрадиционные
объединенные энергосистемы.

0,5

0,5

0

2

Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
5 Внутренняя среда организма. Кровь.
Иммунитет. Наследственность.

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

2

1

0

Итого

4

3

1

ВСЕГО

17

6,25

10,75

Теоретические
занятия

Практические
занятия

6

Системы жизнедеятельности человека.

7

Обобщение по модулю «Основы
естественнонаучной грамотности»

9
№

Тема занятия

класс
Кол-во
часов

Модуль «Основы финансовой грамотности»

37

1

Ценные бумаги

1

0,5

0,5

2

Инвестиции

1

0,5

0,5

Дата

3

Страхование

1

0,5

0,5

4

Обобщение по модулю «Основы
финансовой грамотности»

1

1

0

4

2,5

1,5

Итого

Модуль «Основы читательской грамотности»
1

2

3
4
5

Формирование читательских умений с
опорой на текст и вне текстовые знания.
Электронный текст как источник
информации.
Работа с текстом: как критически
оценивать
степень
достоверности
содержащейся в тексте информации?
Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом.
Составные тексты.
Обобщение
по
модулю
читательской грамотности»

«Основы

Итого

0,5

0

0,5

1

0,25

0,75

0,5

0

0,5

1

0

1

1

0

1

4

0,25

3,75

Модуль «Основы математической грамотности»
1
2

38

Построение мультипликативной модели с
тремя составляющими.
Задачи с лишними данными.

1

0

1

0,5

0

0,5

3

Количественные рассуждения, связанные
со
смыслом
числа,
различными
представлениями
чисел,
изяществом
вычислений, вычислениями в уме, оценкой
разумности результатов.

4

Решение стереометрических задач.

5
6

1

0

1

0,5

0

0,5

Вероятностные, статистические явления и
зависимости.

1

0,5

0,5

Обобщение по модулю «Основы
математической грамотности»

1

0

1

5

0,5

4,5

Итого

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества
Химические изменения состояния вещества
0,5
0,5
1 Химические изменения состояния
вещества. Физические явления и
химические превращения. Отличие
химических реакций от физических
явлений.
Наследственность биологических объектов

0

2 Размножение

0

организмов.

Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон закономерности
наследования признаков.

39

0,5

0,5

3 Вид и популяции. Общая характеристика
популяции. Экологические факторы и
условия среды обитания. Происхождение
видов.
4 Закономерности изменчивости:
модификационная и мутационная
изменчивости. Основные методы селекции
растений, животных и микроорганизмов.

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

1

1

0

2

0

2

1

1

0

Итого

4

2

2

ВСЕГО

17

5,25

11,75

Экологическая система
5 Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность
организмов. Круговорот веществ в
биосфере. Эволюция биосферы.
6 Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального
природопользования.
Обобщение по модулю «Основы
естественнонаучной грамотности»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности • Банк заданий для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. • Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/. • Открытые
40

задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa. • Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой
грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf. • Сборники эталонных заданий серии
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение» https://prosv.ru/pages/pisa.html • Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Дополнительные ресурсы • ЯУчитель – программа развития педагогов «Курс Функциональная грамотность: развиваем в
школе» (бесплатный) https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram • Вебинары учительского клуба издательства Просвещения
https://uchitel.club/events/vebinary/filter • Семинары по Функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
https://www.youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxN Nr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».