Пояснительная записка
Программа
учебного
предмета
«Информационные
технологии:
компьютерный рисунок» на уровне основного общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а
также рабочей программы воспитания.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной
из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека
к жизни в новом информационном обществе. Также из-за гибкости
индивидуальной программы приблизить обучение к реалиям современной
жизни. В мире современных технологий компьютерная графика занимает
по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой, с
одной стороны, помогут овладеть навыками работы с компьютером
ребятам, желающим научиться рисовать.
Отличительная особенность программы
• доступность – при изложении материала учитываются
возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному
преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта
детей. Материал распределяется от простого к сложному. При
необходимости допускается повторение части материала через
некоторое время;
• наглядность– человек получает через органы зрения почти в
5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на
занятиях используются наглядные материалы.
Цели:
формирование у учащихся основ компьютерной грамотности;
• освоение азов компьютерной графики, основных
инструментов и приемов, используемых в компьютерной
графике;
• обучение выполнению рисунка разной степени сложности;
Задачи:
• обучить работе с графическими редакторами, с использованием ПК;
•
•
сформировать навыки обработки информации посредством
современных компьютерных технологий;
•
создать условия для ответственного и избирательного отношения к
информации с учётом правовых и этических аспектов её
распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных технологий и созидательной деятельности с
применением средств информационных технологий.
На изучение учебного курса «Информационные технологии: компьютерный
рисунок» на базовом уровне отводится 17 часов (0,5 час в неделю) в 5 классе.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
• признание индивидуальности каждого человека;
• проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
• неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
• стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности. Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к
различным профессиям.
Экологическое воспитание:
• бережное отношение к природе;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира;
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
базовые логические действия:
• сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
• определять существенныйпризнак для классификации,
классифицировать предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим
работником алгоритма;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
• устанавливать причинно-следственные
связи
в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или
знакомых по опыту, делать выводы;
• определять разрыв между реальным и желательнымсостоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником
вопросов;
базовые исследовательские действия:
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения
информации;
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
• достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа её
проверки;
работа с информацией:
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
• анализировать
и создавать текстовую, графическую, звуковую,
видеоинформацию в соответствии с учебной задачей.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
• готовить небольшие публичные выступления;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту
выступления;
совместная деятельность:
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат.
Универсальные учебные регулятивные действия:
самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий
самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Дети, освоив все правила использования графических редакторов способны
создать несколько компьютерных рисунков и составить компьютерную
презентацию для представления своих работ.
• Знать интерфейс PAINT, GIMP, Miсrosoft Office, MS PowerPoint.
• знать настройки эффектов анимации.
• знать правила вставки рисунка, диаграммы, графика, звука..
• уметь создавать изображения в графическихредакторах и мультимедиа,
презентацию.
Содержание учебного курса
Вводное занятие. Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ.
Возможность создания компьютерных рисунков. Необходимость умения в
современном мире создавать презентацию.
Знакомство с основными устройствами компьютера, объектами
рабочего стола.
Самопрезентация, как один из этапов множества конкурсов.
Практическая часть. Просмотр
рисунков победителей районного
конкурса
«Лучший компьютерный рисунок». Лучшие самопрезентации учащихся.
Знакомство с интерфейсом Paint. Теоретическая часть. Запуск
программы. Ознакомление с инструментами программы и Палитрой.
Практическая часть. Фронтальная практическая работа: знакомство
с окном программы Paint. Использование Палитры.
Использованиеграфических примитивов в Paint.
Теоретическая часть.
Настройка инструментов.
Практическая часть. Применение графических примитивов на
практике.
Работа с фрагментами.
Теоретическая
часть. Выделение
фрагмента прямоугольной формы, выделение фрагмента
произвольной формы.
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
Рисование узоров. Практическая часть. Научить использовать
фрагменты для рисования узоров и витражей.
Использование масштаба. Создание рисунков из пикселей.
Теоретическая часть. Использование масштаба для создания рисунков
Практическая часть. Научить создавать рисунки с использованием
масштаба.
Вставка текста в растровый графический редактор.
Теоретическая часть.
Объяснение возможности вставки текста в рисунок.
Практическая часть .Научить вставлять текст в рисунки
Знакомство с интерфейсом MicrosoftOffice. Теоретическая
часть.
Запуск программы. Знакомство с
интерфейсом.
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
Использование
графических примитивов в
MicrosoftOffice Теоретическая часть. Настройка
инструментов
Практическая часть. Применение графических примитивов на
практике. Знакомство с интерфейсом GIMP. Экспорт изображений.
Теоретическая часть. Запуск программы. Знакомство с интерфейсом.
Настройка инструментов.
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
Обработка изображений с помощью средств GIMP Теоретическая
часть.
Объяснение материала по обработке изображений с помощью средств
программы.
Практическая часть.Применение изученного материала на практике.
Знакомство с интерфейсом MSPowerPoint . Создание слайдов.
Вставка изображений в слайды. Теоретическая часть. Запуск
программы.Ознакомление с правилами заполнения слайдов.
Практическая часть. Фронтальная практическая работа: знакомство с
окном программы MSPowerPoint. Использование изученных правил на
практике.
Настройка анимации и звука. Теоретическая часть. Вставка рисунка,
диаграммы, графика, звука, гиперссылок при создании презентации.
Демонстрация презентации.
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
Конкурс слайд фильмов. Практическая часть. Создание жюри из
родителей учащихся. Просмотр всех созданных слайд фильмов. Выбор
лучшего.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п
1
2
3, 4
5 ,6
Обще
е колво
часов
Наименование
разделов и тем
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Знакомство с интерфейсом
Paint
Использование графических
примитивов в Paint
Работа с фрагментами
В том числе
Теоретич.
Практи
-ческих
0,5
0,5
1
1
1
2
0,5
1,5
2
1
1
7,8
Рисование узоров
9
10
11
12
Использование масштаба.
Создание рисунков из
пикселей
Вставка текста в растровый
графический редактор
Знакомство с интерфейсом
MicrosoftOffice
Использование графических
примитивов в
MicrosoftOffice
2
1
2
0,5
0,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
ЭОР ЦОР
Изучаем графический редактор
Paint (1sept.ru)
Использование инструментов для
создания рисунка в графическом
редакторе PAINT (1sept.ru)
Графический редактор.
Растровые рисунки.
Использование графических
примитивов. Операции с
фрагментами изображения
(vk.com)
Урок информатики по теме
"Изменение масштаба рисунка.
Что такое пиксель" (1sept.ru)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Практическая работа №5. Работа
с графической информацией в
графическом редакторе Paint.
Видеоурок. Информатика 5 Класс
(interneturok.ru)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
13
14
15
Знакомство с интерфейсом
GIMP.
Экспорт изображений
Обработка изображений с
помощью средств GIMP
Знакомство с интерфейсом
MSPowerPoint .
Создание слайдов. Вставка
изображений в слайды
GIMP. Экспорт изображений •
Информатика, Обработка
графической информации •
Фоксфорд Учебник (foxford.ru)
0
1
1
1
1
1
0,5
0
0,5
16
17
Настройка анимации и звука
1
0
1
Презентация работы
1
-
1
17
5,5
11,5
ИТОГО
Создание презентации в
PowerPoint - Служба поддержки
Майкрософт (microsoft.com)
Добавление звуковых эффектов к
анимации или гиперссылкам Служба поддержки Майкрософт
(microsoft.com)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
• • https://resh.edu.ru/
• http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал
• http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный
портал
• http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал
государственной итоговой аттестации
• http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования
• http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
• http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов