Рабочая программа внеурочной деятельности Командные спортивные игры

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности
«Командные спортивные игры» для обучающихся 4 классов составлена на
основе:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273ФЗ;

Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статьи 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №
64100);

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от
18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего
образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);

Требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, представленных в ФГОС НОО;

Рабочей программы воспитания;

Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного
врача от 28.01.2021 № 2
Согласно своему назначению рабочая программа даёт представление о
целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса
внеурочной деятельности «Командные спортивные игры»; устанавливает

содержание курса, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса; даёт распределение учебных
часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Командные спортивные игры»
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование
коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это
способствует появлению желания общению с другими людьми, заниматься
спортом, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
Игровая деятельность – один из самых значимых видов деятельности
младших школьников. Не случайно игры так широко распространены в работе
педагогов начальной школы. Игра порождает особую реальность,
выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным субъектом игровым
пространством; особым, нелинейно протекающим игровым временем; особой,
значимой для субъекта системой норм и ценностей, отражённых в игровых
правилах; особой, чрезвычайно сплочённой игровой общностью. Игра создаёт
среди её участников особое напряжение, делающее данную реальность
притягательной для ребёнка, значимой и наполненной ценностными смыслами.
Игра – это не только развлечение, не только способ эмоциональной разрядки
ребёнка. Игра обладает ещё и огромным личностно развивающим,
воспитывающим потенциалом.
Во-первых, игровая общность, благодаря способности игры зачаровывать и
приковывать к себе детей, складывается довольно быстро. А это немаловажно
для воспитания, которое в отечественных школах носит преимущественно
коллективный характер.
Во-вторых, моделируемые в игре отношения переносятся на
совершенствование дальнейшей практической деятельности ребёнка. В игре,
таким образом, может происходить коренное изменение позиции школьника в
отношении к окружающему миру.
В-третьих, в игре педагог может моделировать различные социальные
ситуации, задавать произвольные параметры игрового пространства: сюжет,
действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия,
время, место и другие условия, насыщая тем самым это пространство смыслами,
имеющими воспитательную ценность.
В-четвёртых, игра способна погрузить школьника в проблемы
современного мира, показать сложность человеческих отношений в мире
взрослых, дать почувствовать это посредством вхождения в игровую роль.
Возможность примерить на себя различные роли позволяет школьнику

посмотреть на привычную реальность глазами других людей, с других точек
зрения.
Всё это делает чрезвычайно актуальной данную программу внеурочной
деятельности «Командные спортивные игры», целью которой является не просто
развлечение детей игрой, но и развитие их личности посредством игры.
Особенностью
реализации
данной
программы
является
то,
что
предусматриваемые ею игровые занятия проводятся не в строго указанном
программном порядке, а так как сочтёт нужным сам педагог. Более того, для
предотвращения утомляемости детей целесообразно в каждое занятие включать
коммуникативные игры, игры на сплочение коллектива.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Изучение учебного курса внеурочной деятельности «Командные
спортивные игры» направлено на достижение следующей цели:

способствовать освоению обучающимися основных социальных норм,
необходимых им для полноценного существования в современном
обществе, в первую очередь ведения здорового образа жизни, нормы
сохранения и поддержания физического, психического и социального
здоровья. Основные задачи программы курса:












мотивировать обучающихся к участию в спортивно-оздоровительной
деятельности;
обучать способам овладения различными элементами спортивнооздоровительной деятельности;
формировать жизненно важные двигательные умения и практические
навыки, развивать способность управлять движениями собственного тела;
содействовать укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию
организма, повышению уровня сопротивляемости организма к
неблагоприятным факторам жизни;
создать условия для самореализации детей, т.е. предоставить им право на
самоутверждение в коллективе, на уважительное отношение к себе;
воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к
товарищам, уметь сотрудничать со сверстниками, согласовывать
собственное поведение с поведением других товарищей;
оптимизировать двигательную активность младших школьников во
внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью
использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и
проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и
обстоятельств;





развивать сообразительность, воображение, коммуникативные умения,
внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, а также эмоциональночувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к
подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни;
развивать умение ориентироваться в пространстве;
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КОМАНДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа нелинейного учебного курса внеурочной деятельности
«Командные спортивные игры» рассчитана на 1 год обучения. Количество часов
на один год обучения составляет 34 часа (1 раз в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Командные спортивные игры»
Вводное занятие
Вводное занятие. Правила безопасности при занятиях на спортивной
площадке. Игра
Тема 1. Коммуникативные игры
Подвижная игра «Слушай хлопки», «Менялки», «Передай мяч»», «Слушай
команду», «Приветствие», «Запрещено движение».
Тема 2. Игры на сплочение
Игры на взаимоотношения в коллективе: «Молекулы», «Острова», «Два
берега».
Игры,
направленные
на
формирование
лидерских
качеств:
«Комплименты», «Фигуры»,
«Верёвочка»
Игры на коллективное решение задач: «Уменьшить время», «Делимся по
признаку»,
«Путанка», «Крокодил», «Печатная
машинка»
Тема 3. Русские народные игры
«У медведя во бору», «Красочки», «Жмурки», «Салки», «Удочка»,
«Кошки-мышки», «Тише едешь», «Пол, нос, потолок», «Брось предмет в цель»,
«Угадай кто главный».
Повторение изученных игр
Тема 4. Игры народов мира
Татарские игры: «Хлопушки», «Займи место». Чувашские игры: «Хищник
в море», «Волк». Бурятские игры «Иголка, нитка, узелок». Армянская игра

«Пастух». Китайская игра «Поймай дракона за хвост». Повторение
изученных игр.
Тема 5. Спортивные игры
«Весёлые старты», эстафета со скакалкой. Игра с воздушным шаром.
Эстафеты с мячом. «Пионербол», «Борьба за мяч». Повторение изученных игр.
Подведение итогов
Диагностика мотивации к посещению занятий. Рефлексия.
Информация об учете рабочей программы воспитания в разделе
«Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Командные
спортивные игры».
В разделах и темах учебного курса внеурочной деятельности учитель
будет:

побуждать обучающихся соблюдать на занятие общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлекать внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях явлений, использовав воспитательные возможностей содержания
раздела (темы) через подбор соответствующих упражнений и
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

включать в занятие игровые элементы, которые помогут поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, установлению доброжелательной
атмосферы во время урока; · применять на занятиях интерактивных форм
работы с обучающимися.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Командные
спортивные игры»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотического воспитания:




становление ценностного отношения к своей Родине – России, путем
знакомства с национальными играми народов страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
Пермского края;




уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:





признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:

причинение



уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов путем подбора заданий и тематических игр;

стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности через народные игры.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:




соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, трудового
воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:




бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:




первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




Овладение универсальными учебными познавательными
действиями: 1) Базовые логические действия:
сравнивать
объекты,
устанавливать
основания
для
сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;






















находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим
работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать
причинно-следственные
связи в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать
выводы;
2) Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях;
3) Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа ее
проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;




















проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
2) Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ





планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;








взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных
игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности.
уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями;
элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м,
ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных
игр;
играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка,
типа «Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка» и другие.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Командные спортивные
игры»
Вводное занятие

1

Вводное занятие.
Правила безопасности
при занятиях на
спортивной площадке и
в зале.
Тема 1.
Коммуникативные
игры

2

3

Подвижная игра
«Слушай хлопки»,
«Менялки», «Передай
мяч»»
Подвижная
игра:
«Слушай команду»,
«Приветствие»,
«Запрещено движение»
Тема 2. Игры на
сплочение

4

Игры на
взаимоотношения
в коллективе:
«Молекулы»,
«Острова»,
«Два
берега»

1

1

беседа

2

Урок на тему "Правила
безопасности при
проведении игр в
помещении и на улице.
Предупреждение травм" начальные классы, уроки
(kopilkaurokov.ru)
Подборка игр на развитие
коммуникативных навыков
младших школьников
(infourok.ru)

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4
1

игра

1, 2, 3, 4
1

игра
https://multiurok.ru/files/sborn
ik-ighr-nasplochieniiekolliektivamladshikh.html?ysclid=lishgv
12b2440613586

5

1, 2, 3, 4
1

игра

Игры, направленные на
формирование
лидерских
качеств:
«Комплименты»,
«Фигуры»,
«Верёвочка»
Игры на коллективное
решение задач:
«Уменьшить время»,

5

6

7

8

«Делимся
по
признаку», «Путанка»
Игры на коллективное
решение задач:
«Крокодил», «Печатная
машинка»
Повторение изученных
игр

Тема
3.
Русские
народные игры

1, 2, 3, 4

1

игра

1

игра

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4
1

игра

1

игра

1, 2, 3, 4
https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/igry-dljauchaschihsjanachalnyhklasov/ruskienarodnye-igry-dlja-mladshihshkolnikov.html?ysclid=lisiajv
onp932263714

6

9

«У медведя во бору»,
«Красочки»

1

игра

1, 2, 3, 4

10

«Жмурки», «Салки»

1

игра

1, 2, 3, 4

11

«Удочка»,
«Кошкимышки»

1

игра

1, 2, 3, 4

12

«Тише едешь», «Пол,
нос, потолок»

1

игра

1, 2, 3, 4

1

игра

1, 2, 3, 4

1

игра

1, 2, 3, 4

13
14

«Брось предмет в цель»,
«Угадай кто главный»
Повторение изученных
игр
Тема 4. Игры народов
мира

ё5

16

17

Татарские
«Хлопушки»,
место»

игры:
«Займи

Чувашские
игры:
«Хищник в море»,
«Волк»
Бурятские
игры
«Иголка,
нитка,
узелок».
Армянская
игра «Пастух»

4

1

игра

1

игра

1

игра

https://nsportal.ru/detskiysad/zd 1, 2, 3, 4
orovyy-obrazzhizni/2017/10/09/podvizhnye
-igry-raznyh-narodov-mira
https://urok.1sept.ru/articles/6 1, 2, 3, 4
77666?ysclid=lisjvkhowu6604
14327
https://nsportal.ru/detskiysad/zd 1, 2, 3, 4
orovyy-obrazzhizni/2017/10/09/podvizhnye
-igry-raznyh-narodov-mira

18

Китайская
игра
«Поймай дракона за
хвост»

1

игра

19

Игры
народов мира
(домашние заготовки)

1

игра

1

игра

20

21

22

Повторение изученных
игр тем «Игры народов
мира»
Тема 5. Спортивные
игры
«Весёлые старты»
Эстафета со скакалкой и
спортивными
предметами

Игра
23

с
воздушным

1, 2, 3, 4

13

1

игра

1

игра

1

игра

1

игра

шаром

24

Эстафеты
с
мячом
(«Озорные
мячики»,
«Ведение мяча»)

25

Эстафеты
с
мячом
(«Мой весёлый звонкий
мяч», «Ведение мяча»).

26

«Весёлые старты»

27

«Вышибалы»

28

«Вышибалы».
Эстафеты с мячом

https://nsportal.ru/detskiysad/ok 1, 2, 3, 4
ruzhayushchiymir/2017/11/13/v-kakieigryigrayut-deti-v-kitae
1, 2, 3, 4

1

1

1

1

игра

игра

игра

игра

29

«Пионербол»

1

игра

30

«Пионербол»,
«Эстафета с мячом»

1

игра

https://infourok.ru/estafetiveseli 1, 2, 3, 4
e-starti-klass902190.html?ysclid=litbjxcje5
378292598
https://ped-kopilka.ru/igry1, 2, 3, 4
konkursyrazvlechenija/igryyestafety-dljamladshihshkolnikov.html?ysclid=litbkt
hde7866837067
https://ped-kopilka.ru/igrykonkursyrazvlechenija/igryyestafety-dljamladshihshkolnikov.html?ysclid=litbkt
hde7866837067
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/fizkultura/2014/06/30/e
stafety-s-myachom
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/fizkultura/2014/06/30/e
stafety-smyachom=litbkthde78668370
67
https://infourok.ru/estafetiveseli
e-starti-klass902190.html?ysclid=litbjxcje5
378292598
https://nsportal.ru/detskiysad/fizkultura/2019/01/19/prav
ila-obucheniya-igre-vvyshibaly

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4

https://nsportal.ru/detskiy1, 2, 3, 4
sad/fizkultura/2019/01/19/prav
ila-obucheniya-igre-vvyshibaly
https://infourok.ru/pravila1, 2, 3, 4
pionerbola-dlya-3-4-klassa6150588.html?ysclid=litbj5fiv
6308310824
https://infourok.ru/pravila1, 2, 3, 4
pionerbola-dlya-3-4-klassa6150588.html?ysclid=litbj5fiv
6308310824

31

«Пионербол», «Борьба за
мяч»

1

игра

32

«Весёлые старты»

1

игра

33

Повторение изученных
игр

1

игра

34

Повторение изученных
игр

1

Всего

34

праздник

https://infourok.ru/pravila1, 2, 3, 4
pionerbola-dlya-3-4-klassa6150588.html?ysclid=litbj5fiv
6308310824
https://infourok.ru/estafetiveseli 1, 2, 3, 4
e-starti-klass902190.html?ysclid=litbjxcje5
378292598
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».