Содержание 2 стр. 1. Пояснительная записка 3 2. Планируемый результат 4 3. Адресность и объём образовательной программы 5 4. Содержание программы 6 5. Учебный план 6 6. Календарный учебный график 8 - Организационно-педагогические условия 10 - Оценочные материалы 10 1. Пояснительная записка. Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования. В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает содержательную составляющую основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования МАОУ «Кондратовская средняя школа «Сфера» и способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе разработана образовательная программа дополнительного образования «Техническое творчество» далее (Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы в техническом направлении. Реализация содержания программы МАОУ «Кондратовская средняя школа «Сфера» осуществляется педагогами дополнительного образования. Нормативной базой разработки Программы являются: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; 3. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения»; 4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»; 5. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»; - Приказ Министерства образования от 29.08.2013г. №1008г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной 3 деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993) - Трудовой кодекс РФ. - Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2. 117802; - Устав ОУ; Образовательная программа дополнительного образования позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей, чьи дети посещают образовательное учреждение. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования. Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы результаты участия в областных, окружных, городских, школьных конкурсах, выставках, соревнованиях и других мероприятиях. 2. Планируемый результат. Реализация Программы обеспечит следующие результаты: 1. дополнительными общеобразовательными программами технической направленности охвачено не менее 50 процентов детей в возрасте от 7 до 18 лет; 2. сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений в школе и со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 3. созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга; 4. сформированы механизмы мотивационной поддержки детей на участие в дополнительном образовании; 5. семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий; 6. сформированы эффективные механизмы общественного управления дополнительным образованием детей; 7. реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми; 8. обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов 4 общественного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования; 9. действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров; 10. создана материально-техническая база, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей. 1. 2. 3. 4. 5. В результате реализации Программы будут обеспечены: повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых услуг дополнительного образования; сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании; укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межкультурной коммуникации; формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма; повышение конкурентоспособности выпускников школы на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций. Адресность и объём основной образовательной программы дополнительного общеразвивающего образования. 3. Образовательная программа дополнительного образования «Техническое творчество» ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей (законных представителей детей), так детей, посещающих образовательное учреждение. Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время. Прием обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми дополнительных общеразвивающих программ. Деятельность по организации дополнительного образования детей осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы, рабочих дополнительных общеразвивающих программ и учебно-тематических планов педагогов дополнительного образования. Учебный год в объединениях дополнительного образовании детей начинается 2 сентября и заканчивается 31 мая текущего года, включая каникулярное время, регламентируется учебным планом, расписанием занятий объединений, календарным учебным графиком. Деятельность обучающихся может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также 5 индивидуально. Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеразвивающих программ и требований СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Прием на обучение по программам дополнительного образования осуществляется на добровольной основе по заявлениям, подаваемыми в школу родителями (законными представителями) ребенка. Допускается прием обучающихся в течение учебного года. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Образовательная программа дополнительного образования детей предназначена удовлетворять потребности обучающихся: - в получение качественного бесплатного дополнительного образования по образовательным программам дополнительного образования; - в выборе объединения дополнительного образования в соответствии с потребностями, возможностями и способностями. Педагогический коллектив школы предлагает обучающимся свободный выбор дополнительных образовательных программ, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Деятельность обучающихся в школе осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в течение учебного года. Содержание программы. Программа состоит из пяти курсов, ориентированных на обучающихся разных возрастов: «Программирование Scratch» - 1-4 класс «Программирование игровых платформ» - 5-6 класс «3D-прототипирование» - 7 класс «Основы Arduino» - 8-9 класс «Информационная безопасность компьютерных сетей» - 10-11 класс 4. Учебный план на 2024-2025 учебный год. Учебный план разработан с учетом приоритетных направлений развития Российского образования, составлен в соответствии со статьями 15 и 26 Закона РФ «Об образовании», Уставом школы. При составлении данного учебного плана учитывались Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены 5. 6 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Учебный план является одним из руководящих документов, предназначенных для планирования и организации образовательного процесса дополнительного образования школьников. Он устанавливает перечень направлений и программ, исходные данные для всех видов занятий (групповые, индивидуальные), а именно: • Количество часов в неделю. • Количество обучающихся и количество групп. • Срок реализации программы. Реализация задач происходит при помощи образовательных программ по техническому направлению. В 2024-2025 учебном году учебно-воспитательный процесс реализуется по 5 образовательным программам, из них все программы одного года обучения. Образовательный процесс в школе строится с учётом индивидуального развития личности ребёнка. В ходе образовательного процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные наклонности и способности конкретного ребёнка и создать условие для развития личности. № Назван Срок ие реал. год рабочей программы дополнительного образования 1 Программирование 16 часов Кол-во Возраст Количеств Количеств обучаю обучающи о групп о часов щ ихся х я неделю 13 1-4 класс 8 1 13 5-6 класс 4 2 3 Программирование 36 часов игровых платформ 3D-прототипирование 34 часа 13 7 класс 4 2 4 Основы Arduino 35 часов 13 8-9 класс 2 2 5 Информационная безопасность компьютерных сетей 34 часа 13 10-11 класс 2 2 Scratch 2 7 Учебный год начинается 1 сентября 2024 года и заканчивается 31 мая 2025 года, начало занятий с 1 декабря Допускается прием обучающихся в течение учебного года. Продолжительность учебного года составляет 34 недель. Занятия детей в объединениях осуществляется в помещениях школы по расписанию, включая каникулярное время. Прием заявлений в объединение осуществляется с 1 сентября по 1 декабря 2024 года. Добор в группы обучения, при наличии свободных мест, осуществляется в течение всего учебного года. Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы по представленной педагогическими работниками информации о комплектации объединений, пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. Учебная нагрузка для одного объединения устанавливается директором учреждения с учетом профиля и программы: 1 и 4 часа в неделю. Продолжительность одного часа занятий - 45 минут. Для обучающихся 1 класса продолжительность занятия составляет 30 минут. Данный учебный план позволяет создать в школе гибкую, многообразную, динамичную среду проявления ребенком права свободного выбора своего образовательного пути. Календарный учебный график. Занятия проводится с декабря по май. Продолжительность учебного года - 34 недели. Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с учебным планом. В праздничные дни и каникулы занятия не проводятся. 6. Распределение нагрузки. № Названи е рабочей программы дополнительного образования 1 Программирование Scratch 1 4 16 часов 2 Программирование игровых платформ 3D-прототипирование 2 8 36 часов 2 8 34 часа 3 8 Количество часов в неделю Количество часов в месяц Количество часов в год 9 4 Основы Arduino 2 8 35 часов 5 Информационная безопасность компьютерных сетей 2 8 34 часа 7. Организационно-педагогические условия. Кадровый потенциал ФИО педагога дополнительного образования № Название рабочей программы дополнительного образования 1 Программирование Scratch 2 3 Программирование игровых Черняева Мария Константиновна платформ 3D-прототипирование Субботин Дмитрий Алексеевич 4 Основы Arduino 5 Информационная Кифер Диана Александровна безопасность компьютерных сетей Кифер Диана Александровна Субботин Дмитрий Алексеевич Оценочные материалы. Объектами оценивания будут: результаты обучения (знания, умения и навыки), воспитания (уровень социализации, т. е. степень адаптации, активности, уровень нравственности ребенка), развития детей (уровень развития сущностных сфер личности ребенка), результаты реализации социально-педагогических функций (уровень оздоровления, социальной защиты, адаптации, коррекции и т.д.) Предметом оценивания определены: соответствие результатов целям (социального становления, требованиям программы); соответствие достижений обучающихся нормативным результатам; сохранность контингента детей; удовлетворенность субъектов деятельности ее результатами и др. Критериями оценки эффективности результатов деятельности являются: Ценностно-целевой: - уровень постановки, осознания, выполнения целей, которые ставит перед собой ребенок или его родитель в процессе занятий в учреждении Когнитивный: - уровень усвоения знаний, умений и навыков, - уровень развития способностей, интеллекта Эмоционально-мотивационный: - уровень мотивации ребенка к познанию и творчеству, 8. 10 уровень волевых устремлений, - степень интереса ребенка к деятельности, - степень устойчивости к влияниям антисоциальной среды Деятельностный: - уровень включенности в разные виды деятельности, - степень результативности, продуктивности деятельности, оптимальности затрат, - степень перспективности деятельности для будущей профессии, - уровень освоения системы социальных ролей, - уровень социально-нравственной деятельности и поведения, - уровень коллективизма - степень интереса ребенка к деятельности. Система отслеживания результатов образовательной деятельности учащихся включает в себя следующие этапы: I. Вводная диагностика - проводится в начале учебного года при наборе детей в - объединения. Цель - предварительное выявление уровня подготовленности. Формы проведения анкетирование, тестирование. II. Промежуточная диагностика - проводится в конце первого полугодия (в течение всего учебного года - по мере необходимости). Цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся. Формы проведения - практические работы, творческие задания, конкурсы. III. Итоговая диагностика - проводится в конце учебного года. Цель - подведение итогов завершающегося обучения. Промежуточная и итоговая диагностика осуществляются в рамках аттестации обучающихся (в соответствии с Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся различных форм объединений) и проводится в форме контрольных мероприятий по итогам образовательной деятельности в конце 2-го полугодия и учебного года в целом. Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Формы проведения контрольных мероприятий - самостоятельная практическая работа, выставка работ, конкурсные и игровые программы, праздники, концерты, отчёты творческих коллективов, защита рефератов, проектов. 11