ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одно из основных мест в системе предпрофильной подготовки занимают курсы дополнительного образования у старшеклассников. В современном мире, где люди проводят за компьютером и в сети достаточно много времени, особо важным становится владеть знаниями о существующих угрозах в компьютерных сетях и о методах борьбы с ними. Предложенный курс преследует такие цели, как: ● овладение учащимися навыков профилактики и защиты программного обеспечения и информации; ● приобретения опыта в предупреждении и нейтрализации угроз информации; ● соблюдение правовых и этических норм при работе в сети; ● научиться создавать и реализовывать информационные проекты. Перед данным элективным курсом ставятся следующие задачи: ● Познакомить учащихся, с понятием информационной безопасности компьютерных сетей; ● Познакомить с правовыми основами в области ИБКС; ● Познакомить учащихся с тем, как устроены различные сетевые протоколы с точки зрения безопасности. ● Научить анализировать трафик, перехваченный в проводных и беспроводных сетях, ● Познакомить с современными методами защиты информации; ● Познакомить с проблемами информационно–психологической безопасности личности в компьютерных сетях. Содержание курса Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что XXI век – век информации и научных знаний. Развитие глобального процесса информатизации общества, охватывающего все развитые и многие развивающиеся страны мира, приводит к формированию новой профессиональной информационной деятельности. Однако среды, при информационного этом уклада пропорционально и возрастает уязвимость личных, общественных и государственных информационных ресурсов со стороны негативного воздействия средств инфомационно-коммуникационных технологий. Таким образом, мировое сообщество стоит перед глобальной социотехнической проблемой – проблемой обеспечения информационной безопасности. Под информационной безопасностью понимается область науки и техники, охватывающая совокупность программных, аппаратных и организационно-правовых методов и средств обеспечения безопасности информации при обработке, хранении и передаче с использованием современных информационных технологий. А так же под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Под угрозой информационной безопасности понимают потенциально возможное событие, действие, процесс или явление, которое может привести к нанесению ущерба чьим-либо интересам. Решение проблемы безопасности вообще и информационной безопасности в частности невозможно без достаточного количества как высококвалифицированных профессионалов, так и квалифицированных пользователе, компетентных в сфере защиты информации. Задача подготовки таких специалистов является особенно актуальной ещё и потому, что одной из важнейших задач современности является борьба с компьютерной преступностью и кибертерроризмом. Спектр преступлений в сфере информационных технологий весьма широк, он варьируется от интернет-машенничества и до такой потенциально опасной деятельности, как электронный шпионаж и подготовка к террористическим актам. В настоящее время достаточно свободно распространяются различные печатные издания, где описываются технологии совершения компьютерных преступлений; публикуются книги, освещающие приёмы атак на информационные системы. В Интернете представлено проводятся огромное форумы, количество виртуальные сайтов, обучающих конференции и компьютерному семинары по взлому, «повышению квалификации» и «обмену опытом» совершения компьютерных преступлений. Среди выявленных преступников, в отношении которых возбуждены дела за противоправные действия в сфере информационных технологий, свыше 75% составляет молодёжь. Всё это подчёркивает важность ещё одной задачи – активного противодействия вовлечению молодёжи в преступную среду и разработки активных методов проведения воспитательной работы среди молодёжи. Очевидно, что насущной задачей современного образования становится разработка таких методов учебно-воспитательной работы, которые гармонично сочетают обучение современным информационным технологиям и формирование информационной культуры, высоких нравственных качеств, способствует выработке иммунитета к совершению неэтичных, противоправных действий в сфере информационных технологий. Таким образом, можно считать актуальным и значительным для старших классов изучение курса «Информационная безопасность компьютерных сетей». Курс ориентирован на подготовку подрастающего поколения к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества, в котором вопросы обеспечения информационной безопасности личных, общественных и государственных информационных ресурсов особенно актуальны. Курс служит средством внутри профильной специализации в области информатики и информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий. Курс рассчитан на 34 часа и изучается в течение одного учебного года по 1 часу в неделю в 11 классе. Для успешного изучения курса «Информационная безопасность компьютерных сетей» необходимы базовые знания, полученные учащимися при изучении информатики и информационных технологий. Учащиеся должны знать: ● свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры; ● основные конструкции языка программирования; ● назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов; ● базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Учащиеся должны уметь: ● составлять программы на языке программирования; ● проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера; ● строить таблицы, графики, диаграммы; ● представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок; ● подготавливать доклады и проводить выступления; ● участвовать в коллективном обсуждении без использования современных программных и аппаратных средств коммуникаций и с их использованием. После прохождения курса, должен быть достигнут следующий перечень знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны знать: ● основные понятия и определения из области обеспечения информационной безопасности; ● методы и средства борьбы с угрозами информационной безопасности; ● классификацию вредоносных программ и их влияние на целостность информации; порядок заражения файлов; ● методы проведения профилактики, защиты и восстановления пораженных вредоносными программами объектов; ● нормативные руководящие документы, касающиеся защиты информации, существующие стандарты информационной безопасности; ● принципы выбора пароля, аппаратные и программные средства для аутентификации по паролю; ● основные понятия криптографических методов защиты информации, механизмы цифровой электронной подписи; ● существующие программные продукты, предназначенные для защиты электронного обмена данными в Интернете, способы отделения интрасети от глобальных сетей; ● нормы информационной этики и права. Учащиеся должны уметь: ● объяснять необходимость изучения проблемы информационной безопасности; ● применять методы профилактики и защиты информационных ресурсов от вредоносного программного обеспечения; ● восстанавливать повреждённую информация; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию; ● применять методы ограничения, контроля, разграничения доступа, идентификации и аутентификации; ● использовать современные методы программирования для разработки сервисов безопасности; ● производить простейшие криптографические преобразования информации; ● планировать организационные мероприятия, проводимые при защите информации; ● применять методы защиты информации в компьютерных сетях; ● различать основные виды информационно-психологических воздействий в виртуальной реальности; ● соблюдать требования информационной безопасности, этики и права; ● искать и обрабатывать информацию из различных источников, приводить собственные примеры явлений и тенденций, связанных с безопасностью информационного общества; ● интерпретировать изучаемые явления и процессы, давать им сущностные характеристики, высказывать критическую точку зрения и свои суждения по проблемным вопросам; ● сравнивать, анализировать и систематизировать имеющийся учебный материал; ● участвовать в групповой работе и дискуссиях, решении задач в игровых ситуациях и проектной деятельности; ● представлять результаты учебных исследовательских проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Программа курса 1. Общие проблемы информационной безопасности. (2ч) Информация и информационные технологии. Актуальность проблемы обеспечения безопасности информационных технологий. Основные термины и определения. Субъекты информационных отношений, их интересы и безопасность. Конфиденциальность, целостность, доступность. Пути нанесения ущерба. Цели и объекты защиты. 2. Угрозы информационной безопасности.(4ч) Понятие угрозы. Виды проникновения или «нарушителей». Анализ угроз информационной безопасности. Классификация видов угроз информационной безопасности по различным признакам. Каналы утечки информации и их характеристика. Вредоносные программы. Методы профилактики и защиты. Общие сведения о вредоносных программах. Классификация по среде обитания, поражаемой операционной системе, особенностям алгоритма работы. Принципы функционирования, жизненный цикл и среда обитания компьютерных вирусов. Симптомы заражения и вызываемые вирусами эффекты. Полиморфные и стелс-вирусы. Вирусы-макросы для Microsoft Word и Microsoft Excel. Вирусы-черви. Профилактика заражения. Программные антивирусные средства. Определения и общие принципы функционирования фагов, детекторов, ревизоров, вакцин, сторожей. Структура антивирусной программы. Виды антивирусных программ. 3. Современные методы защиты информации в автоматизированных системах обработки данных.(8ч) Обзор современных методов защиты информации. Основные сервисы безопасности: идентификация и аутентификация, управление доступом, протоколирование и аудит. Криптографическое преобразование информации. История криптографии; простейшие шифры и их свойства. Принципы построения криптографических алгоритмов с симметричными и несимметричными ключами. Электронная цифровая подпись. Контроль целостности; экранирование; анализ защищённости; обеспечение отказоустойчивости; обеспечение безопасного восстановления. 4. Технические и организационные методы защиты информации.(3ч) Технические противопожарные средства меры). охраны Защита от объектов утечки (физическая информации защита (перехвата доступа, данных, электростатических и электромагнитных излучений и др.). Технические средства противодействия несанкционированному съёму информации по возможным каналам её утечки. Организационные меры защиты. Определение круга лиц, ответственных за информационную безопасность, обеспечение надёжной и экономичной защиты. Требования к обслуживающему персоналу. 5. Защита информации в компьютерных сетях.(2ч) Примеры взломов сетей и веб-сайтов. Причины уязвимости сети Интернет. Цели, функции и задачи защиты информации в компьютерных сетях. Безопасность в сети Интернет. Методы атак, используемые злоумышленниками для получения или уничтожения интересующей информации через Интернет. Способы отделения интрасети от глобальных сетей. Фильтрующий маршрутизатор, программный фильтр и т.д. 6. Проблемы информационно–психологической безопасности личности.(4ч) Определение понятия информационно-психологической безопасности. Основные виды информационно-психологических воздействий. Виртуальная реальность и её воздействие на нравственное, духовное, эмоциональное и физическое здоровье школьников. Игромания, компьютерные манипуляции, фишинг, киберугрозы и пропаганда других опасных явлений в Интернете. Способы Защиты от нежелательной информации в Интернете. Нравственно-этические проблемы информационного общества. 7. Правовые основы обеспечения информационной безопасности.(11ч) Законодательство в информационной сфере. Виды защищаемой информации. Государственная тайна как особый вид защищаемой государственной тайны; правовой режим информации; система защиты защиты государственной тайны. Конфиденциальная информация. Лицензионная и сертификационная деятельность в области защиты информации. Основные законы и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность организации в области защиты информации. Защита информации ограниченного доступа. Ответственность за нарушение законодательства в информационной сфере. Информация как объект преступных посягательств. Информация как средство совершения преступлений. Отечественные и зарубежные стандарты в области информационной безопасности. Календарно-тематическое планирование № Тема Кол-во часов Тема 1: Общие проблемы информационной безопасности – 2 часа 1. Основные понятия информационной безопасности. Актуальность 1 2. проблемы обеспечения безопасности ИТ. 1 Тема 2: Угрозы информационной безопасности – 4 часа 3. Понятие угрозы информационной безопасности. Классификация 1 4. видов угроз информационной безопасности по различным 1 признакам. 5. Методы защиты компьютеров от вредоносных программ. 1 Восстановление информации. 6. Практическая работа: Методы защиты компьютеров от 1 вредоносных программ. Восстановление информации. Тема 3: Современные методы защиты информации в автоматизированных системах обработки данных – 8 часов. 7. Основные сервисы безопасности. Идентификация и 1 8. аутентификация. 1 9. Управление доступом. Протоколирование и аудит. 1 Криптографическая защита. 10. Практическая работа: Управление доступом. Протоколирование и 1 аудит. Криптографическая защита. 11. Принципы построения криптографических алгоритмов с 1 симметричными и несимметричными ключами. 12. Практическая работа: Принципы построения криптографических 1 алгоритмов с симметричными и несимметричными ключами. 13. Контроль целостности; экранирование; анализ защищённости. 14. 1 1 Тема 4: Технические и организационные методы защиты информации. – 3 часа 15. Технические средства защиты информации. Организационные 1 16. меры защиты. 1 17. Тема 5: Защита информации в компьютерных сетях – 2 часа 18. Защита информации в компьютерных сетях. Безопасность в сети 1 Интернет 19. Практическая работа: Фильтрующий маршрутизатор, программный 1 фильтр, системы типа FireWall (брандмауэр, экранирующий фильтр) и т.д Тема 6: Проблемы информационно–психологической безопасности личности –4 часов. 20. Виртуальная реальность и её воздействие на нравственное, 1 духовное, эмоциональное и лекция физическое здоровье школьников 21. 22. 23. Способы защиты от нежелательной информации в Интернете. Защита персональных данных (ПД). Практическая работа по теме: Защита персональных данных (ПД). Тема 7: Правовые основы обеспечения информационной 1 1 1 безопасности – 11 часов 24. Законодательство в области защиты информации. 25. 1 1 26. Преступление и наказание в сфере информационных технологий. 1 27. Практическая работа: Преступление и наказание в сфере 1 информационных технологий. 28. Отечественные и зарубежные стандарты в области 1 29. информационных технологий. 1 30. Работа над проектом «Перспективные направления в области 1 31. обеспечения информационной безопасности». 1 32. 1 33. 1 34. Итоговое занятие. Защита проектов. 1 ИТОГО 34 Литература 1. Гостехкомиссия России. Руководящий документ: Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения. – М.: ГТК 1992. 2. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. – М.: Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996. 3. Девянин П.Н., Михальский О.О., Правиков Д.И., Щербаков А.Ю. Теоретические основы компьютерной безопасности. – М.: Радио и связь, 2000. 4. Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем. Монография. – М.: МГУЛ, 2003. – 212 с. 5. Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность телекоммуникационных технологий: Учебное пособие. – М. «Радио и связь» 2003. 6. Василенко О.Н. Теоретико-числовые алгоритмы в криптографии. – МЦНМО, 2003. 7. Введение в криптографию. – Сб. под ред. В.В.Ященко. МЦНМО, 1999. 8. Спесивцев А.В., Вегнер В.А., Крутяков А.Ю. и др. Защита информации в персональных ЭВМ. – М. «Радио и связь», Веста, 1992.