Рабочая программа курса дополнительного образования по робототехнике «Основы Arduino» 8-9 классы Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в качестве дополнительного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 8-9 -ых классов. Всего 35 часов. 1. Пояснительная записка Данная программа курса научно-технической направленности, т.к. в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать. Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, проекты, исследования. 2. Цель и задачи программы. Цель программы: повышение мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла (физика, информатика, математика, технология), знакомство с основными принципами механики, с основами программирования в графическом языке; понимание важности межпредметных связей. Формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Задачи программы: ꞏ Обучающие: - дать первоначальные знания о схемотехнике и конструкции робототехнических устройств; - научить и программирования робототехнических устройств; - сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования; - ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами ꞏ Воспитывающие: - формировать творческое отношение к выполняемой работе; - воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности. ꞏ Развивающие: - развивать творческую инициативу и самостоятельность; - развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном. - Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. 3. Особенности программы «Основы Arduino» В данном курсе используется Arduino ide (интегрированная среда разработки Arduino) - это кроссплатформенное приложение, написанное на языке программирования Java. Он используется для написания и загрузки программ на плату Arduino. Программирование ведется целиком через собственную программную оболочку (IDE), бесплатно доступную на сайте Arduino (распространяется по условиям GPLv2). В этой оболочке имеется текстовый редактор, менеджер проектов, препроцессор, компилятор и инструменты для загрузки программы в микроконтроллер. Оболочка написана на Java на основе проекта Processing, работает под Windows, Mac OS X и Linux. Используется комплект библиотек Arduino (по лицензии LGPL). Программирование в данной среде развивает у детей абстрактное и логическое мышление, знакомит с основными принципами программирования и алгоритмизации. Таким образом, данный учебный курс подготавливает учащихся для более легкого и успешного усвоения и понимания в дальнейшем текстовых языков программирования. ꞏ ꞏ ꞏ ꞏ ꞏ Формы проведения занятий Лекции; Игра; Практическая работа; Творческие проекты; Коллективные и индивидуальные исследования. 4. Планируемые результаты. Личностные образовательные результаты: ꞏ Готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни; ꞏ Умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; ꞏ Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; ꞏ Умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов; ꞏ Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Метапредметные образовательные результаты: ꞏ Планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий; ꞏ Прогнозирование результата деятельности и его характеристики; ꞏ Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном; ꞏ Коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий; ꞏ Умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.); ꞏ Умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; Предметные образовательные результаты: ꞏ Способность и готовность применять необходимые для построения моделей знания ꞏ Принципов действия и математического описания составных частей мехатронных и ꞏ Робототехнических систем (информационных, электромеханических, электронных ꞏ Элементов и средств вычислительной техники); ꞏ Способность реализовывать модели средствами вычислительной техники; ꞏ Владение навыками разработки макетов информационных, механических, ꞏ Электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем; ꞏ Владение основами разработки алгоритмов и составления программ правления роботом; ꞏ Умение проводить настройку и отладку конструкции робота. 5. Содержание программы. Тематическое ланирование. Тематическое планирование (35 часов) № Тема занятия Количест во часов 1 Вводное занятие. ТБ. Общий обзор курса. 1 2 Знакомство с платой Arduino Uno. 1 3 Теоретические основы электроники. Схемотехника. 1 4 Знакомство со средой программирования Arduino IDE 1 5 Мигаем светодиодом. Управляем кнопкой 1 6 Звуки Ардуино 1 дата 7 Пешеходный светофор 1 8 Контрольная работа по теме: "Простые конструкции на Ардуино". 1 9 Аналоговый вход. 1 10 Аналоговый выход: плавное управление нагрузкой. 1 11 Аналоговый выход: плавное управление нагрузкой. 1 12 Аналоговый пульт управления. 1 13 Аналоговый пульт управления. 1 14 Термостат. 1 15 Термостат. 1 16 Контрольная работа по теме: "Аналоговые ввод и вывод". 1 17 Дисплеи. 1 18 Подключение цифрового дисплея к Ардуино. 1 19 Простой электронный термометр. 1 20 Простой электронный термометр. 1 21 Ардуино и графический дисплей. 1 22 Ардуино и графический дисплей. 1 23 Подключение текстового дисплея. 1 24 Подключение текстового дисплея. 1 25 Подключение текстового дисплея. 1 26 Контрольная работа по теме: "Дисплей". 1 27 Самостоятельная работа на свободную из пройденных тем. 1 28 Передача данных в Ардуино. 1 29 Интерфейс TWI (I2C). 1 30 Электронные часы. 1 31 Подключение цифровых датчиков. 1 32 Беспроводная передача данных. 1 33 Беспроводная передача данных. 1 34 Контрольная работа по теме: "Передача данных в Ардуино". 1 35 Итоговая конференция учащихся 1 Итого 35 часов 6. Список литературы: 1. http://wiki.amperka.ru/ теоретический и практический материал, описание практикума 2. http://robocraft.ru/page/summary/#PracticalArduino Теоретический и практический материал 3. http://avr-start.ru/?p=980 Электроника для начинающих. Уроки. 4. https://sites.google.com/site/arduinodoit/home Методические разработки, описание практических и лабораторных работ. 5. http://arduino4life.ru практические уроки по Arduino. 6. http://bildr.org Инструкции и скетчи для подключения различных компонентов к плате Arduino. 7. http://arduino-project.net/ Видеоуроки, библиотеки, проекты, статьи, книги, приложения на Android. 8. http://cxem.net Сайт по радиоэлектроники и микроэлектронике. 9. http://arduino-project.net/ Видеоуроки, библиотеки, проекты, статьи, книги, приложения на Android. 10. http://arduino-diy.com Все для Arduino. Датчики, двигатели, проекты, экраны. 11. http://www.robo-hunter.com Сайт о робототехнике и микроэлектронике. 12. http://boteon.com/blogs/obuchayuschie-lekcii-poarduino/uroki-po-arduino-oglavlenie.html? Уроки по Arduino