Пояснительная записка. Данный курс ориентирован на программирование в среде Scratch, а также на развитие логического и алгоритмического мышления. Ученики получать представление об элементарных алгоритмах, которые используются в разработке игр, узнают какие бывают игры и как их создают, какие этапы проходит компьютерная игра, прежде чем попасть в руки игроков. Все это позволит ученикам развить мышление, представить разработку игр, как профессиональную деятельность. Курс рассчитан на школьников с 1 по 4 классы. В последние годы стал популярным язык и одноименная среда программирования - Scratch. Это можно объяснить потребностью и педагогического сообщества, и самих детей в средстве, которое позволит легко и просто, но не бездумно, исследовать и проявить свои творческие способности. Данная программная среда дает принципиальную возможность составлять сложные по своей структуре программы, не заучивая наизусть ключевые слова, и при этом в полной мере проявить свои творческие способности и понять принципы программирования. Особенностями среды программирования Scratch являются: объектная ориентированность; поддержка событийно-ориентированного программирования; параллельность выполнения скриптов; дружественный интерфейс; разумное сочетание абстракции и наглядности; организация текстов программ из элементарных блоков; наличие средств взаимодействия программ на Scratch с реальным миром посредством дополнительного устройства; встроенная библиотека объектов; встроенный графический редактор; активное интернетсообщество пользователей. К возможностям Scratch относятся: ● ● ● ● ● ● ● изучение основ алгоритмизации; изучение объектно-ориентированного и событийного программирования; знакомство с технологиями параллельного программирования; моделирование объектов, процессов и явлений; организацию проектной деятельности; возможность изучения алгоритмов решения исследовательских задач; организацию творческой работы. Курс разработан в соответствии с общеобразовательным стандартом второго поколения, в котором сформулированы следующие требования к целям образования: ● помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться им пользоваться в повседневной жизни; ● дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в научных исследованиях; ● сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач; ● реализовать в наиболее полной мере возрастающий интерес учащихся к углубленному изучению программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления; ● формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле; ● формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе; ● формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач; ● формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека; ● формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях; ● подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества. Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда учеников на мир, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке к жизни в информационном обществе. Форма занятий — проектная деятельность учеников, мозговые штурмы, исследование, групповая работа, дифференцированный подход. Цели курса: ● развить алгоритмическое мышление; ● способствовать формированию информационной компетентности; ● раскрыть творческие способности. и функциональной Задачи курса: ● развитие мышления: творческого, критического, системного, абстрактнологического, алгоритмического; ● развитие личностных качеств: ответственность и адаптивность; коммуникативные умения; умение сотрудничать; умения ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие; социальная ответственность. ● развитие навыков работы с информацией и медиа средствами. Учебно-тематический план занятий. 1. Знакомство со средой программирования Scratch. Команды движения на плоскости. Теория – 2ч. 2. Способы движения объектов. Циклический алгоритм Координатная плоскость. Практика – 2ч. 3. Способы взаимодействия между объектами. Условный алгоритм. Разработка комикса. Практика – 2ч. 4. Координатная плоскость. Практика – 2ч. 5. Первая игра. Практика – 2ч. 6. Своя игра. Практика – 2ч. 7. Своя игра. Практика – 2ч. 8. Своя игра. Практика – 2ч. Итого: 16 часов. Методика преподавания. Психологическая наука говорит, что возраст младшего школьника приходится на сенситивный период, когда он способен сознательно осуществлять частичнопоисковую деятельность. Это хорошо сочетается с использованием метода проектов, который способствует усвоению знаний путем разрешения проблемных ситуаций. Таким образом, раннее включение в организованную специальным образом проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у ребят познавательный интерес и исследовательские навыки, которые в старшем возрасте пригодятся им для выполнения научно-познавательных проектов. Проектная деятельность не является самоцелью, но рассматривается как среда, в которой наиболее естественным образом раскрывается личностный потенциал школьника. Наглядность программной среды и особый способ программирования (блочное) позволит вовлечь в учебную деятельность ребят не только с абстрактнологическим, но и с преобладающим наглядно-образным мышлением. Scratch — это программный инструмент, вокруг которого сложилось активно действующее, творческое, разнонаправленное, позитивно настроенное интернетсообщество, поэтому обучающиеся смогут использовать его как пространство идей, как референтную группу для собственных проектов, как стимул для созидания. Условия работы — необходимо индивидуальное рабочее место для каждого ученика: компьютерный стол, офисный стул, монитор, системный блок, клавиатура, компьютерная мышь, магнитная доска. Предполагаемые результаты. 1. Проявление творческих способностей. 2. Развитие основных навыков программирования. 3. Разработка собственных проектов учениками. Список литературы: 1. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 285 с. 2. Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с. 3. Хохлова М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников. // Педагогика. 2004. № 5. С. 51–56. 4. Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68–81. 5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Аркти, 2008. 112 с. 6. Примерные программы начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт [сайт]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 7. Скретч [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Скретч 8. Школа Scratch [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Школа_Scratch 9. Scratch | Home | imagine, pgogram, share [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu 10. Scratch | Галерея | Gymnasium №3 [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu/galleries/view/54042