СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ........................................................................................ 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ......................................................................................... 5 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ...................................................... 5 1.2 Направления воспитания ............................................................................... 7 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ............................................... 8 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ .................................................................... 17 2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................. 17 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ...................... 17 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ . ................................................................ 37 3.1 Кадровое обеспечение ................................................................................. 37 3.2 Нормативно-методическое обеспечение..................................................... 37 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями . ................................................................................................... 37 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся . ......................................................................................38 3.5 Анализ воспитательного процесса ..............................................................39 Пояснительная записка Программа воспитания «Сфера» (далее - школа) составлена МАОУ «Кондратовская средняя школа на основе примерной рабочей программы для общеобразовательных организаций, утвержденной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22), с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413), Устав школы. Воспитательная образовательных программа программ МАОУ является неотъемлемой «Кондратовская средняя частью школа основных «Сфера», реализуется с целью создания устойчивой воспитательной среды. Программа разработана с учётом государственной политики в области образования и воспитания, является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе. Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего профессионального образования. Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в школе с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС. Программа реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными партнерами; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. В соответствии с ФГОС основными направлениями воспитательной деятельности, являются: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, познавательное воспитание. Программа воспитания включает в себя следующие разделы: целевой, содержательный и организационный. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания разделяющей детей российские является развитие традиционные высоконравственной духовные ценности, личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно- исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2 Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах). Патриотическое воспитание Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие общего антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям. Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа. Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда. Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе. Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации МАОУ «Кондратовская средняя школа «Сфера» расположена по адресу: 614506, Россия, Пермский край, Пермский муниципальный округ, деревня Кондратово, улица Н.М. Яблокова, дом 20. Свою деятельность по реализации основной образовательной программы начального общего образования, основной общеобразовательной программы основного общего, среднего общего образования. Учредителем образовательной организации является: Муниципальное образование «Пермский муниципальный округ». Обучение в школе осуществляется в одну смену. В школе действует столовая, организованно бесплатное питание для учащихся начальной школы, детей с ОВЗ, детей из многодетных, малоимущих семей и семей, находящихся в социально-опасном положении. Контингент учащихся прибывает в связи с активным строительством жилья вблизи школы. Это и дети из полных и неполных семей, опекаемые, дети с ОВЗ, инвалиды, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети мигрантов, а также дети в социально опасном положении. В школе введена школьная форма. Есть общешкольные дела, которые уже станут традиционными: Линейка на 1 сентября, День здоровья, Новогодние ёлки, Комунарские сборы и др. Воспитательная работа школы базируется на следующих принципах: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; - создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и возрастосообразность воспитания как условия его эффективности - взаимоуважение. 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Модуль «Урочная деятельность» Урок-ключевой компонент образования. В условиях реализации ФГОС в МАОУ «Савинская средняя школа» урочная деятельность строится на основе системнодеятельностного подхода. Критериями эффективности современного урока с позиции системно-деятельностного подхода являются: - целеполагание и рефлексия как обязательные компоненты в структуре учебного занятия; -ориентированность на результат; -субъектность учебной деятельности; -мотивация на активную познавательную деятельность; -сотрудничество (диалог между учителем и учеником, учеником и учеником). Педагоги школы стремятся строить свои уроки с учетом структуры современного урока, включая в него следующие этапы: 1 этап Ориентировочно- мотивационный (этап целеполагания) 2 этап Операционно- исполнительский (этап решения задачи) 3этап Рефлексивно- оценочный 4 этап Домашнее задание Каждый учитель старается в ходе подготовки к уроку учитывает систему требований к современному уроку. Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через - воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержание интереса, активизация познавательной деятельности обучающихся); -воспитание сознательной дисциплины (умения учителя показать важность учебно-познавательной деятельности); - формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности (организация самостоятельной деятельности и т.д.); - воспитание культуры общения (формирование умений слушать, высказывать и аргументировать свое мнение); -формирование и развитие оценочных умений; -воспитание гуманности (характер отношений учитель-ученик, ученик-ученик); - использование возможностей урока для формирования УУД; - воспитание уважения к историческому прошлому своей страны (связь темы урока с важными событиями в истории страны, научными открытиями, сделанными отечественными учеными, проведение тематических недель по предметам). Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; -применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; -организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Модуль «Внеурочная деятельность» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС организуется по следующим направлениям: -спортивно-оздоровительные занятия: школьные спортивно-массовые мероприятия: «День Здоровья» (сентябрь), соревнования по футболу (1-4 классы, 5-11 классы), спортивно-массовые мероприятия, проводимые в Пермском муниципальном округе, секции дополнительной занятости «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Шахматы». -туристско-краеведческие занятия: походы и сплавы -занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном» (1-11 класс в соответствии с календарным планом, утвержденным Министерством Просвещения РФ), занятия в кружке «Юнармия», направленные н формирование уважения к Российской Армии, любови к Родине, воспитание доброты, сочувствия, совестливости, честности, верности и достоинства, -курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности: исследовательская деятельность (1- 11класс), курс «Функциональная грамотность» (1-4 класс), «Финансовая грамотность» (5-9 класс), Олимпиадное движение (7-11класс), занятия с одаренными детьми в рамках проекта «По дороге к Сириусу». -техническое творчество: курсы "Информационные технологии", которые содержат направления «3д моделирование», «Анимация», «Разработка мобильных приложений», «Робо-скретч», «Веб-дизайн», «Медиатехнологии», «Робототехника», направленные на формирование базовых знаний и умений в области современных технологий, которые станут фундаментом дальнейшего совершенствования ITнавыков. -курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров: театральная студия, изостудия, вокальная студия, студия танца. - курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: экологический кружок. -курсы, направленные на формирование навыков трудовой деятельности: планируется курс «Умелые ручки» (1-4 класс). -общекультурные курсы: творческие конкурсы на уровне школы (конкурсы стихов, конкурсы рисунков, и т.д.), участие в творческих конкурсах различного уровня. Модуль «Классное руководство» Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, реализуется в ОУ непосредственно через классных руководителей. В своей работе классные руководители 1-11 классов выполняют функциональные обязанности в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях"), уставом МАОУ «Кондратовская средняя школа «Сфера». Классные руководители реализуют рабочую программу воспитания школы. Круг обязанностей классного руководителя опирается на модуль «Классное руководство» - организация деятельности классного коллектива; организация учебной работы класса и отдельных учащихся; организация внеучебной жизни; изучение личности и коррекция воспитания школьников, работа с родителями обучающихся. Формы и методы работы с классным коллективом классный руководитель определяет самостоятельно, опираясь на Рабочую программу воспитания школы, план воспитательной работы класса, особенности классного коллектива. Работа с классом строится исходя из принципов систематичности, целесообразности, возрастосообразности обучающихся и индивидуальных потребностей класса в конкретный период времени. Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: Административная функция: Ежедневный мониторинг посещаемости Организация питания Заполнение электронной документации – ЭПОС, ИС Траектория Организация внеурочной деятельности детей, в том числе отдыха в каникулы Заполнение социального паспорта класса Воспитательная функция: еженедельное проведение тематических классных часов (часть классных часов проводится по проектной методологии: учащиеся изначально знают тему классного часа и выполняют подготовительную работу, на классном часе создают продукт по тематике); еженедельное проведение внеурочных занятий из цикла «Разговоры о важном», инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация работы класса для создания в классе и школе предметноэстетической среды (общее украшение школы по единому плану и создание своего уникального «брендбука» класса) сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. Для повышения эффективности привлечение в проведении или подготовке специалистов. Развитие классной службы медиации, Организация разноплановых мероприятий. Индивидуальная работа с детьми Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей для проведения тематических классных часов и мероприятий; привлечение учителей к участию в классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников (для родителей, отсутствующих лично на собрании, организация прямой трансляции); создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Для удобства создана таблица на гугл-диске куда классные руководители заносят темы классных часов, прикрепляют фотографии, проекты, методические разработки. С помощью этого документа создается копилка классных часов. Проект «Мой выбор». В начале полугодия выдается тема и направление проекта: социальный (создание видеороликов по правилам ПДД и др, организация предметно-развивающей среды в местах общего пользования, участие в конкурсе социальных проектов, систематическая волонтерская деятельность, медиа, проведение мероприятия на всю школу и т.д.) исследовательско-технологический (улучшение технологической среды школы, цифровизация образования, групповое исследование по вольной теме, создание виртуальных экскурсий по школе, моделирование и т.д. Модуль «Основные школьные дела» Реализация предусматривает: воспитательного потенциала основных школьных дел общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности; социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности; проводимые для жителей д. Кондратово и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения; разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности; вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми. В МАОУ «Кондратовская средняя школа «Сфера» главными общешкольными делами являются: 1.Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний (1 сентября) 2. День здоровья (сентябрь) 3. День учителя и Школьного самоуправления (октябрь) 4.День матери (ноябрь) 5. Школьный Новый год (декабрь) 6. День науки (февраль) 7. Конкурс снежных скульптур (февраль) 8. День книгодарения 9. День Ильи Муромца игра-состязание, посвященная 23 февраля 10.Февромарт, концерт 11. 9 Мая 12. «Гордость школы» торжественное награждение за успехи в учебной, общешкольной и общественно-полезной деятельности учащихся школы. 13. «Последний звонок» (9,11 классы) Также традиционными воспитательными делами школы являются организация Летней и Осенней площадок отдыха детей. Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно- эстетической средой школы как: -оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) к 1 сентября, «Мастерская Деда Мороза», оформление окон к 9 мая и тд. -благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, родителями, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми. - в связи с введением в школах обязательной церемонии поднятия флага и прослушивания Гимна Российской Федерации, в школе планируется установка флагштока, организованно звуковое сопровождение исполнения гимна, что безусловно будет способствовать патриотическому воспитанию детей и формированию их гражданской позиции; также планируется размещение в местах проведения общих торжественных мероприятий государственной символики России. Силами учащихся и педагогов планируется осуществлять озеленение пришкольной территории, разбивку клумб, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, в том числе для детей с ОВЗ и детей –инвалидов. В школе будет осуществляется разработка и создание символики школы, которая будет использоваться как в школьной повседневности, так и во время праздников, торжественных церемоний, во время проведения ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; На первом этаже школы размещены новостные стенды, с регулярно обновляющейся информацией, установлены полки книгообмена. Предметно-пространственная среда в МАОУ «Кондратовская средняя школа «Сфера» строится, как максимально доступная в том числе и для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Модуль «Взаимодействие представителями) с родителями» (законными Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется для организации более эффективной работы по воспитанию, т.к. достижение цели воспитания возможно, только при условии согласования позиций семьи и школы в данном вопросе, путем привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе в свете требований ФГОС и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Систематическая работа с родителями (законными представителями) школьников помогает сформировать устойчивую воспитательную среду в школьном коллективе, обеспечивает формирование и развитие устойчивой мотивации к учебной и познавательной деятельности учащихся, является профилактикой девиантного поведения детей и подростков. Приоритетными направлениями работы с родителями в школе являются: 1. Диагностика семей. 2.Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. 3.Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. 5. Корректировка воспитания в отдельных семьях обучающихся. Работа с родителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: Работа с родителями или законными представителями школьников МАОУ «Кондратовская средняя школа «Сфера» осуществляется через Общешкольный родительский комитет, организацию и проведение Общешкольного родительского собрания (не реже 1 раза в год), Дни открытых дверей (1 раз в год), родительские собрания по классам (не реже 1 раза в четверть), индивидуальные беседы в том числе с привлечением Администрации МАОУ (по необходимости). Основные формы работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, следующие: - регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; -помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; - организация родительских собраний; -создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в решении вопросов воспитания, обучения и организации досуга их детей; - привлечение членов семей школьников к организации и проведению классных дел; -организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. -работа специалистов СПС школы по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; -помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и классных мероприятий воспитательной направленности; -индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (по запросу или необходимости). На индивидуальном уровне: -изучение семей обучающихся; -работа специалистов (психологов, социального педагога) по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; - участие родителей в психолого-педагогических консилиумах, Совете профилактики, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; -помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и классных мероприятий воспитательной направленности; -индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей; -оказание адресной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; -организация посещение семей с целью обследования жилищно-бытовых условий; -награждение родителей в рамках подведения итогов года на торжественном мероприятии «Гордость школы». В работе с родителями классный руководитель МАОУ «Кондратовская средняя школа «Сфера» руководствуется следующими правилами: - к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение; - общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо; -изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным; -изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. Модуль «Самоуправление» В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном её уставом (ст. 34 п. 17). Это право обучающиеся могут реализовать через систему ученического самоуправления, а именно через создание по инициативе обучающихся совета обучающихся (ст. 26 п. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом На уровне школы: -через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее СОШ) и президента школы, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; -через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; На уровне классов: -через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей; -через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса; На индивидуальном уровне: -через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и классных дел; через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе Модуль «Профилактика и безопасность» Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися, обучающимися и педагогами — направление деятельности в школе, целью которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательных отношений к неблагоприятным факторам. Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает: -реализацию системы работы школы по воспитанию законопослушного поведения школьников; -проведение межведомственных мероприятий совместно с другими суъектами профилактики в том числе в рамках действующего и планируемого социального партнерства (полиция, здравоохранение, молодежная политика, культура); -беседы, мультимедийные классные часы по безопасности жизнедеятельности; -проведение мероприятий по профилактике употребления ПАВ с учетом современных методов и подходов (актуальность, интерактивность, использование видеоконтента и материалов сети Интернет); Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска» осуществляется через: -вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки, клубы, объединения и спортивные секции учреждений дополнительного образования; -охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение года; -оказание подросткам помощи в трудоустройстве в летний период через Центр занятости; -привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам; Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением: -выявление причин отклонений в поведении детей и подростков; -консультации социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком; -привлечение для профилактической работы с подростками, находящимися в сложных жизненных обстоятельствах, инспектора КДН; -проведение специализированных тренинговых занятий с категориями обучающихся, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Профилактическая работа с родителями: -проведение консультаций для родителей; -привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий; -привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий; -выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и (при необходимости) постановка их на внутришкольный учет; -посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в социально-опасном положении; -организация для родителей консультаций специалистов службы психологического сопровождения и службы медиации школы. -организация встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения (по необходимости) Модуль «Социальное партнерство» Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает: участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны; реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Социальные партнеры школы Партнеры Вид взаимодействия Роль партнеров в реализации проекта 1. Управление образования Сетевое Пермского муниципального взаимодействие округа Профориентационные 2. Группа компаний “ИВС” Сетевое мероприятия взаимодействие Организация дополнительной 3. ГУ ДО "Пермский Сетевое занятости, участие в конкурсах краевой центр "Муравейник" взаимодействие 4. ДНК им.А.А.Фридмана Сетевое взаимодействие 5. ДТ “Кванториум Фотоника” Сетевое взаимодействие Организация дополнительной занятости, участие в конкурсах, профессиональная ориентация на IT и технические специальности 6. Технопарк универсальных Сетевое педагогических взаимодействие компетенций 7. ДЮЦ «Импульс» Сетевое взаимодействие Организация и проведение соревнований, мероприятий, организация дополнительной занятости обучающихся, участие и подготовка к ВСоШ. Профессиональная ориентация, экскурсии, для учащихся , консультации для поступающих 8. Пермский государственный национальный исследовательский университет Сетевое взаимодействие 9. НИУ ВШЭ Сетевое взаимодействие Профессиональная ориентация, экскурсии, для учащихся, консультации для поступающих 10. ДЮСШ «Вихрь» Сетевое взаимодействие Организация и проведение соревнований, организация дополнительной занятости обучающихся в спортивных секциях Организация образовательных курсов по предметам и техническим специальностям 11. «Академии первых», Сетевое Краевой заочной школой взаимодействие естественно-математических наук. 12. ПГНИУ Сетевое взаимодействие 13. "Цифровая долина Прикамья Сетевое взаимодействие Профессиональная ориентация, экскурсии, для учащихся, консультации для поступающих Проведение мероприятий по кибербезопасности для детей и родителей с Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» строится по трем основным направлениям: Профессиональная диагностика, Профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), Профессиональные пробы. Таким образом задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Эта работа осуществляется через: -работу с учащимися -работа с родителями 1-4 классы 5-7 классы 8-11 классы -развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, (социальную, трудовую, игровую, исследовательскую) -формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; - расширение представлений о мире профессионального труда; - участие в мероприятиях, связанных с изучением мира профес-сий - прохождение профессиональных проб и социальных практик; -построение и коррекция профессиональных планов, - родительские собрания; - индивидуальные беседы с родителями; На муниципальном и региональном уровнях: - экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; -посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий (Пермская ярмарка), профориентационных лагерей (проектная школа «Старт про»), дней открытых дверей в высших и средних специальных учебных заведениях («Ярмарки профессий»); -участие старшеклассников в проекте «Стань студентом университета на один день», на базе ПГНИУ, «Открытый университет» занятия для подготовки к ЕГЭ ; -участие в «Днях молодежного самоуправления»; -в рамках профильной специализации организация прохождения в течение учебного года учащимися профессиональных проб и практик в разных формах: сотрудничество с детским технопарком «Кванториум Фотоника», академией робототехники, колледжем ПТПИТ и тд. - участие в профориентационных проектах «Перемена Пермь» - работа с сайтом «Проектория», онлайн примерочная профессий» https://proektoria.online/suits -участие в работе всероссийских и региональных профориентационных проектов «Билет в будущее» и др. На школьном уровне: -Выбор и проведение психологических тестов по профессиональному самоопределению: «Атлас профессий», Методика «Мотивы выбора профессии», Методика Н. Пряжникова, Опросник «Определение профессиональных склонностей», Методика «Определение типа будущей профессии», -проведение встреч с представителями предприятий, учебных заведений г.Перми; -участие в проектной деятельности, участия в научно-практических конференциях; -организация деятельности профильных отрядов в рамках деятельности летнего оздоровительного лагеря досуга и отдыха; -проведение диагностик, составление учащимися профессиограмм будущей профессии (работа с Матрицей выбора профессии (Г.В. Резапкина); -расширение знаний школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; -организация знакомства с учреждения высшего и среднего профессионального образования г. Перми, России, посещение Дней открытых дверей -экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; Модуль «Волонтерство» Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Мероприятия, проводимые в школе в рамках данного модуля: -работа экологического кружка -Участие в проведении экологических субботников на территории школы и в природных территориях; - Участие в краевом проекте «Дело в конфетах», совместно с благотворительным фондом «Я помогаю детям» (сбор конфет и Новогодних подарков для детей из малоимущих семей, подопечных фонда); - Сбор вещей и кормов для приюта для животных «Доброе сердце»; - Помощь ветеранам; - Повседневное волонтерство (помощь в организации школьных мероприятий). Модуль «Работа с детскими общественными объединениями» Детское общественное объединение — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития. Детское общественное объединение - это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. В МАОУ "Кондратовская средняя школа "Сфера" организованы и успешно работают следующие объединения: «Орлята России», «Юнармия», Волонтерская объединение, ЮИД, ДЮП, ШСП. Модуль «Школьный музей» Частью образовательного пространства МАОУ "Кондратовская средняя школа "Сфера" является технический музей, открытие которого запланировано в январе 2024 года. В фонде музея находятся уже около 50 экспонатов и сбор продолжается. Деятельность музея организует детское проектное сообщество. Главный путь комплектования фондов музея – ученический поиск, активная поисково-исследовательская и собирательная работа. В школьном музее планируется проведение экскурсий, которые разрабатывают учащиеся школы совместно с руководителем музея Сизовой Л.Л. Модуль Организация предметно-эстетической среды Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда», при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: Направления работы оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и Мероприятия оформление школы к традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы), лагерь дневного пребывания, мотивационные плакаты, уголок безопасности. внеучебные занятия В школе много пустых рекреаций, в который совместно с учащимися продумывается и готовится оформление размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить конкурс рисунков к знаменательным датам календаря, выставка фоторабот обучающихся, стендовая презентация, подготовка к ГИА и ЕГЭ, отличники учебы, правовой уголок, информационные стенды «РДДМ», «Орлята России», Общество «Знание», «Билет в будущее». проект Школьный двор» (проектирование и разбивка клумб) оформление классных уголков свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.) акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах создание фотозоны к традиционным школьным праздникам, оформление школы к традиционным мероприятиям оформление здания школы (День знаний, День матери, Новый год, День Победы, День государственного флага, выпускные и Последний звонок Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) –развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. На сегодняшний день МАОУ "Кондратовская средняя школа "Сфера" также использует воспитательный потенциал школьных медиа для развития личности ребенка, его творческих способностей и самовыражения. Школьные медиа помогают формировать общественное мнение в школе, являются средством объединения детей разных классов, способствуют созданию единого дружного коллектива. В школе функционирует: школьный медиа-центр – созданный из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, вечеров, дискотек, выпускных и тд. Целевая аудитория: учащиеся, учителя, родители, партнеры школы. Целью нашего медиа проекта является ведение группы школы в ВК, освещение наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления, итогов проводимых мероприятий и соревнований. Медиа центр – это вестник информации школьной жизни, средство общения обучающихся, учителей и родителей. Участие обучающихся в системе школьных медиа развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, влияет на профессиональное самоопределение. Свои навыки обучающиеся могут продемонстрировать, участвуя в конкурсах школьных медиа. Модуль «Наставники Орлят России» Учащиеся 6-11 классов помогают проводить мероприятия классным руководителям начальных классов, и 5 классов. Учащиеся будут помогать им реализовывать треки по программам Внеурочной деятельности «Орлята России» и «Я, ты, он, она», организовывают занятость детей на переменах. За каждым классом закреплена группа учеников под руководством классного руководителя начальной школы и классных руководителей участников проекта. На первом ШМО классных руководителей происходит распределение и закрепление классов. Потом в течение месяца проводится мероприятие на сплочение и распределение обязанностей, которые Орлята совместно с наставниками будут реализовывать РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Педагог являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам духовнонравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров: - сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу педагогических работников - индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе и по вопросам классного руководства); - контроль оформления учебно-педагогической документации; - проведение совещаний, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся; - участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам воспитания; - участие в работе постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию «Классный-классный» . 3.2 Нормативно-методическое обеспечение В Подготовка приказов и локальных актов школы по внедрению рабочей программы воспитания в образовательный процесс. Обеспечение использования педагогами методических пособий, содержащих «методические шлейфы», видеоуроков и видеомероприятий по учебновоспитательной работе. Обновление содержания воспитательных программ в целях реализации новых направлений программ воспитания. 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и др.), одарённых, с отклоняющимся поведением, — создаются особые условия (описываются эти условия). Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико- социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности, обучающихся с особыми образовательными потребностями. В школе обучается дети-инвалиды, и дети с ОВЗ что отражено в публичных докладах школы и отчетах социального педагога. В 2024-2025 году в школе 78 детей с ОВЗ и 14 детей инвалидов. Оказание медицинской помощи проводится в специализированных медицинских кабинетах. Данные учащиеся обеспечены льготным питанием. Оказание психологической помощи осуществляется педагогомпсихологом, логопедом и педагогом-дефектологом. В школе проводятся групповые коррекционные занятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся, реализуется адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ, есть специализированные классы коррекции для детей с умственной отсталостью. Созданы равные условия для участия в ключевых общешкольных и внешкольных мероприятиях. В школе обеспечены условия охраны здоровья всех обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечен беспрепятственный доступ в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений; прозрачности правил поощрения; сочетания индивидуального и коллективного поощрения ( привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; Так в школе проводятся линейки по итогам четверти, на которых вручаются грамоты учащимся, отличившимся в учебной, спортивной, культурной деятельности школы. Учащиеся школы с 1-11класс ведут и заполняют портфолио школьника. По результатам участия в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, конкурсах технического творчества и тд. на сайте школы и в официальной группе школы в ВК публикуются результаты и рейтинги обучающихся. 3.5 Анализ воспитательного процесса Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности». Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - качеством проводимых в школе экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом