Положение об электронной информационно-образовательной среде
1. Общие положения
1.1
Настоящее Положение устанавливает требования к техническому, технологическому и телекоммуникационному обеспечению функционирования электронной информационно-образовательной среды в МАОУ «Кондратовская средняя школа «Сфера» г. Перми (далее – Организация), способы и
порядок получения обучающимися учебно-методической помощи по освоению образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.
1.2
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС)
представляет собой совокупность электронных информационных ресурсов,
электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств,
обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся, как между собой,
так и с педагогическим, административно-хозяйственным персоналом Организации.
1.3
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Организации, независимо от места нахождения обучающихся.
1
1.4
Основанием для разработки настоящего Положения служат следующие законодательные и нормативные акты:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных
данных»;
постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (документ
вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением пункта 14, вступившего в силу с 22.10.2023 г.);
постановление Правительства РФ от 13.07.2022 № 1241 «О федеральной
государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей
информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг
и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной
форме»;
приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказ Минпросвещения России от 29 ноября 2021 г. № 868 «Об
утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2022 г. № 243
«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных
образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
ГОСТ Р 57723-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения»;
ГОСТ Р 52653-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»;
ГОСТ Р 52652-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие
положения»;
2
ГОСТ Р 50.1.053-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Основные термины и определения в области технической защиты информации»;
ГОСТ Р 54593-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения»;
ГОСТ Р 58833-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации «Защита информации. Идентификация и аутентификация. Общие положения»;
«Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях», утвержденные Роспотребнадзором № МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором № 01-230/13-01 14.08.2019;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях МР 2.4.0331-23 (утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 ноября 2023 г.);
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МР 2.4.0330-23. 2.4. (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 29 августа 2023 г.);
устав Организации.
1.5
Действие настоящего Положения распространяется на всех
участников образовательных отношений, в том числе на обучающихся, руководителей и работников Организации, которые в силу должностных обязанностей работают с элементами ЭИОС.
Доступ к элементам ЭИОС осуществляется в соответствии со следующим
порядком: либо свободно через персональные компьютеры и электронные
устройства, либо посредством ввода персональных логина и пароля, установленных для отдельных компонентов ЭИОС.
1.6. ЭИОС предназначена для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам со всеми категориями
обучающихся, в том числе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
1.7. ЭИОС – это информационно-образовательное пространство Организации, включающее в себя информационные технологии, технические
средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методиче3
ские материалы, а также включающее в себя государственные информационные системы и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения
обучающихся.
2. Назначение и основные задачи электронной информационно-
образовательной среды
2.1 Назначение ЭИОС - обеспечение информационной открытости Организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере образования, организация образовательной деятельности Организации и обеспечение доступа обучающихся, педагогических, административных работников, других участников образовательной деятельности к информационно-образовательным ресурсам ЭИОС.
2.2. ЭИОС решает следующие задачи:
2.2.1. обеспечивает возможность хранения, переработки и передачи информации любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической), а также возможность доступа к различным источникам
информации и возможность организации удаленного взаимодействия пользователей;
2.2.2. обеспечивает доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным
справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах
предметов, дисциплин (модулей) и при необходимости подлежит обновлению.
3. Составные компоненты электронной информационно-образовательной среды
3.1. Составные компоненты ЭИОС объединены в систему, позволяющую информационно, технологически и технически обеспечить выполнение
всех функциональных задач электронной информационно-образовательной
среды Организации.
3.2. Основными компонентами ЭИОС являются:
- официальный сайт Организации;
- иные информационные ресурсы Организации, в том числе официальные
страницы в социальных сетях;
- автоматизированные электронные системы («Контингент», «ЭПОС»,
«Траектория», «Монитор», «Портфолио учащихся» и др., муниципальная система электронного документооборота (МСЭД));
- система дистанционного обучения;
- локальная сеть Организации;
- справочно-правовые системы, используемые в соответствии с заключенными лицензионными соглашениями: «Консультант плюс», «Гарант» и др.;
- корпоративная почта Организации и др.
4
3.3. ЭИОС обеспечивает наличие доступа к электронным ресурсам, в
том числе:
- к личному кабинету Организации в АКНДПП - информационной системе, обеспечивающей автоматизацию контрольно-надзорной деятельности
(аккредитационный мониторинг) https://akndpp.obrnadzor.gov.ru/;
- к личному кабинету организации на сайте Федерального института
оценки качества образования (ВПР, ВсОШ и др.) https://fioco.ru/;
- к Региональной информационной системе обеспечения проведения
государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные
образовательные программы основного общего и среднего общего образования (РИС ГИА) https://kraioko.perm.ru/;
- к Федеральной информационной системе оценки качества образования
(ФИС ОКО) https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/;
- к Федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО) https://clck.ru/au7G5;
- к ФГИС «Моя школа» — портал с доступом к образовательным сервисам и
цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей (реализуется в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» по указу Президента Российской Федерации
от 21 июля 2022 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»). Доступ к сервису осуществляется через учётную запись Единой системы идентификации и унификации Госуслуг.
- к сайту Министерство просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru/;
- к к Федеральному порталу «Российское образование» https://edu.ru/;
- Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/;
- к Информационно- коммуникационной платформе
«Сферум»
https://sferum.ru/?p=start;
- к Российской электронной школе https://resh.edu.ru/;
- к ресурсу Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/main;
- к иным компонентам, необходимым для организации образовательного
процесса и для взаимодействия элементов ЭИОС.
3.4. Для функционирования ЭИОС используются определенные технологические средства – совокупность технических средств, объединенных в систему на основе информационных технологий, используемых для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения:
- для проведения всех видов занятий: средства мультимедиа и интерактивные средства обучения: персональные компьютеры, проекционное оборудование, интерактивные доски, мультимедиа экраны, аудио оборудование;
- высокоскоростная корпоративная локальная сеть, обеспечивающая доступ к электронной информационно-образовательной среде: внутренняя локальная сеть, обеспечивающая выход в Интернет;
- серверное оборудование для обеспечения функционирования ЭИОС:
5
серверы для обработки, хранения и управления информационно- образовательными ресурсами;
- инструменты для создания, сохранения, доставки и использования
электронных образовательных ресурсов: Microsoft Office, Microsoft Windows,
Kaspersky Endpoint Security, Adobe Acrobat Professional, Google Chrome, Skype,
Mozilla Firefox, Adobe Flash Player, Adobe Reader, ABBYY FineReader 9.0 и др.
4. Требования к функционированию ЭИОС
4.1. В целях надежного, безотказного и эффективного функционирования информационных систем и веб-сервисов ЭИОС Организации, соблюдения конфиденциальности информации, ограниченного доступа и реализации
права на доступ к информации настоящим Положением устанавливаются следующие требования:
4.1.1. Требования по разграничению доступа:
- права доступа пользователю к тому или иному элементу (его части)
ЭИОС определяются уровнем закрытости информации и уровнем доступа
пользователя, которые задаются для каждого пользователя и элемента (его части) на этапе разработки и/или подключения пользователя и/или элемента к
ЭИОС;
- уровень закрытости информации определяется политикой безопасности Организации, а уровень доступа пользователя устанавливается привилегией (права пользователя) исходя из статуса пользователя и занимаемой должности (директор, заместитель директора, руководитель структурного подразделения, учитель, обучающийся и т.п.);
- элементы ЭИОС должны иметь отдельного администратора, который
определяет уровень доступа, устанавливает привилегии и осуществляет подтверждение регистрации пользователей через формирование каждому индивидуального логина и пароля.
4.1.2. Требования по защите конфиденциальности информации персональных данных пользователей реализуются в ЭИОС с помощью парольной
аутентификации пользователей, которая осуществляется с применением установленных мер надежности.
4.1.3. Требования по защите информации, находящейся на серверах: обработка, хранение учебно-методической, отчетной и прочей информации,
введенной в базу и системы ЭИОС, производится на серверах, обеспечивающих одновременную работу не менее 50% от общего числа пользователей.
Все серверное оборудование должно иметь средства отказоустойчивого хранения и восстановления данных.
4.1.4. Требования к локальной сети Организации. Все компьютеры объединены в высокоскоростную корпоративную (локальную) вычислительную
сеть (не менее 100 Мбит/с), для всех пользователей должен быть обеспечен
постоянный (365/24/7) высокоскоростной (не менее 50 Мбит/с) неограниченный выход в сеть «Интернет»доступ к электронным библиотечным системам.
4.1.5. Технические требования по обеспечению доступа пользователям.
Подключение к сети «Интернет» должно обеспечивать доступ к работе в
6
ЭИОС всем пользователям Организации. Подключение по технологии Wi-Fi
с перспективной зоной покрытия подключения должно быть не менее 75%, с
возможностью подключения мобильных компьютеров к элементам ЭИОС.
4.1.6. Требования к пользователям ЭИОС. Пользователи ЭИОС должны
иметь соответствующую подготовку по работе с элементами ЭИОС:
обучающиеся: наличие базовых навыков работы с компьютером и
Интернеттехнологиями (электронная почта), обязательное ознакомление с порядком доступа к отдельным элементам ЭИОС;
сотрудники: наличие базовых навыков работы с компьютером и
Интернеттехнологиями, прохождение курсов повышения квалификации и
обучающих семинаров соответствующей направленности с целью приобретения и развития профессиональных компетенций, необходимых для работы в
ЭИОС;
сотрудники, обеспечивающие функционирование ЭИОС, должны
удовлетворять требованиям к кадровому обеспечению образовательной деятельности согласно ФГОС.
5. Минимизация вредного воздействия на детей
устройств мобильной связи
5.1. При организации образовательного процесса не рекомендуется использовать мобильные устройства связи обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи.
5.2. Классные руководители должны проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого
устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании
устройств мобильной связи в образовательном процессе, информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных
устройств мобильной связи в общеобразовательной организации.
5.3. Во время уроков необходимо предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной
связи в режим «без звука» при входе в Организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций).
5.4. Классным руководителям и учителям-предметникам необходимо
учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы)
7
при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в электронных дневниках
ЭПОС, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся.
5.5. Классные руководители:
- согласовывают с родителями вопросы коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;
- используют время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости - используют на переменах устройств мобильной связи по прямому
назначению (для звонка, смс-сообщения).
6. Ответственность за использование и сохранность информации и
информационных ресурсов
6.1. Использование материалов, извлеченных из ЭИОС, способом,
предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц,
должно сопровождаться указанием на ЭИОС, из которой эти материалы извлечены.
6.2. Пользователи, получившие учетные данные для авторизованного
доступа в ЭИОС обязаны:
хранить их в тайне, не разглашать, не передавать их третьим лицам;
немедленно уведомлять системного администратора о невозможности авторизованного входа с первичным или измененным пользователем
паролем с целью временного блокирования доступа в систему от своего
имени.
6.3. Пользователи несут ответственность за:
несанкционированное использование регистрационной информации других пользователей, в частности - использование логина и пароля другого лица для входа в ЭИОС и осуществление различных операций от имени
другого пользователя;
умышленное
использование программных
средств (вирусов, и/или самовоспроизводящегося кода), позволяющих осуществлять несанкционированное проникновение в ЭИОС с целью модификации информации, кражи паролей, угадывания паролей и других несанкционированных действий.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента подписания руководителем Организации соответствующего приказа.
7.2. Настоящее Положение размещается для ознакомления на официальном
сайте Организации в десятидневный срок после вступления в силу.
7.3. Срок действия Положения: до внесения изменений.
8