Д. Кондратово, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Информационные технологии: компьютерный
рисунок» на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Содержание курса «Информационные технологии: компьютерный рисунок»
построено на основе современных подходов к изучению цифрового искусства и
графики. Цель курса – познакомить учащихся с основами создания цифровых
изображений, развить творческие способности и навыки работы с графическими
редакторами, а также сформировать у школьников понимание роли компьютерной
графики в современном мире.
Программа охватывает базовые концепции компьютерного рисунка, работу с
интерфейсом графических редакторов, создание и редактирование цифровых
изображений, работу с цветом, светом, тенью и композицией, а также основы
векторной и растровой графики. В процессе обучения школьники смогут создавать
простые иллюстрации и коллажи, работать с инструментами графических
редакторов и развивать творческое и эстетическое мышление.
Программа курса предназначена для учащихся 8 класса и ориентирована на
формирование у них базовых навыков компьютерной графики, развитие
творческого потенциала и подготовку к дальнейшему изучению цифрового
искусства.
Количество часов: 34 часа в год /1 час в неделю в 10-м и 11-м классах.
Цель курса:
Обучение основам компьютерного рисунка через теоретическое изучение и
практическое применение полученных знаний.
Задачи:
●
●
Обучающие:
o Ознакомить с интерфейсом и основными инструментами графических
редакторов.
o Развить навыки работы с растровой и векторной графикой, цветом,
светом и тенью
o Познакомить с основами композиции, созданием иллюстраций и
коллажей.
Развивающие:
o Развить творческое мышление и визуальное восприятие.
Формировать способность анализировать изображения и работать с
художественными элементами.
o Развить навыки работы с цифровыми инструментами для реализации
творческих идей.
Воспитательные:
o Развить самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе с
графическими редакторами.
o Формировать командные навыки при создании совместных проектов и
коллективных работ.
o
●
o
Воспитать эстетический вкус и интерес к цифровому искусству.
Методы обучения:
●
●
●
●
Объяснительно-иллюстративный;
Практический;
Исследовательский);
Игровой.
Формы организации занятий:
●
●
●
●
●
Комбинированные уроки;
Практические работы;
Исследовательские проекты;
Групповая работа;
Индивидуальные задания;
Прогнозируемые результаты:
Личностные результаты:
•Развитие креативного мышления и художественного вкуса;
•Осознание роли компьютерной графики и цифрового искусства в
современном мире;
•Формирование умений работать в команде и самостоятельно.
Метапредметные результаты:
•Умение планировать создание цифровых изображений и иллюстраций;
•Владение навыками работы с графическими редакторами и цифровыми
инструментами;
•Способность к самоконтролю, саморазвитию и совершенствованию своих
навыков в области цифрового искусства.
Предметные результаты:
•Умение работать в графических редакторах, использовать их основные
инструменты и функции;
•Владение основами создания и редактирования растровой и векторной
графики;
•Создание простых иллюстраций;
•Разработка творческих проектов.
________________________________________
Содержание программы
10 класс
Тема 1. Введение в компьютерный рисунок. Интерфейс Microsoft Paint
• Теоретическая часть:
• Знакомство с основами компьютерной графики.
• Обзор интерфейса Microsoft Paint: панели, меню, инструменты.
• Основные инструменты: кисть, заливка, ластик.
• Практическая часть:
•Создание простого рисунка.
• Оценивание:
• Участие в обсуждении и выполнение практического задания по
созданию простого рисунка.
Тема 2. Основные инструменты графического редактора
(прямоугольник, эллипс)
• Теоретическая часть:
• Понятие геометрических форм в графике.
• Основные инструменты: прямоугольник, эллипс.
• Практическая часть:
• Создание рисунка с использованием прямоугольников и эллипсов.
• Оценивание:
• Проверка выполненного рисунка и правильности использования
инструментов.
Тема 3. Инструменты графического редактора (линия, кривая)
• Теоретическая часть:
• Основные инструменты: линия, кривая.
• Применение линий и кривых для создания сложных форм.
• Практическая часть:
• Создание рисунка с использованием линий и кривых.
• Оценивание:
• Оценка качества выполнения рисунка и использования
инструментов.
Тема 4. Рисование по описанию в программе Paint
• Теоретическая часть:
• Развитие навыков визуализации и работы с текстовыми
инструкциями.
• Практическая часть:
• Учащиеся получают карточки с описанием объекта или сцены и
создают рисунок по описанию
• Оценивание:
• Оценка соответствия рисунка описанию и качества исполнения.
Тема 5. Интерактивный урок «Своя игра» в командах
• Теоретическая часть:
• Основы работы с компьютером. Графические редакторы. История
цифровых технологий.
• Практическая часть:
• Учащиеся делятся на команды и отвечают на вопросы по темам.
• Оценивание:
• Оценка активности и правильности ответов.
Тема 6. Рисование открытки на свободную тему
• Теоретическая часть:
• Обсуждение идей для открыток.
• Практическая часть:
• Создание открытки (например, к празднику или для друга).
• Оценивание:
• Оценка творческого подхода и качества исполнения.
Тема 7. Рисуем пошагово персонажей
• Теоретическая часть:
• Основы создания персонажей.
• Практическая часть:
• Учащиеся получают карточки с пошаговыми инструкциями по
рисованию персонажей и создают композицию из 3 персонажей.
• Оценивание:
• Оценка качества выполнения и соответствия инструкциям.
Тема 8. Интерактивная онлайн игра «Угадай что нарисовал»
• Теоретическая часть:
• Развитие навыков визуального восприятия и командной работы.
• Практическая часть:
• Учащиеся рисуют объекты в Paint, а другие участники угадывают,
что изображено.
•Оценивание:
• Оценка активности и правильности угадывания.
11 класс
Тема 1. Знакомство с растровой и векторной графикой
• Теоретическая часть:
• Основные различия между растровой и векторной графикой.
• Примеры использования растровой и векторной графики в реальной
жизни.
• Практическая часть:
• Создание простого растрового изображения в Paint.
• Знакомство с основами векторной графики.
• Оценивание:
• Оценка понимания различий между растровой и векторной графикой
и выполнения практических заданий.
Тема 2. Создание коллажей
• Теоретическая часть:
• Основы композиции и сочетания элементов в коллаже.
• Практическая часть:
• Создание коллажа на свободную тему с использованием
изображений и инструментов Paint.
•Оценивание:
• Оценка композиции и творческого подхода.
Тема 3. Создание анимации в Paint (GIF)
• Теоретическая часть:
• Основы создания анимации: кадры, последовательность, плавность.
• Практическая часть:
• Создание простой анимации (например, движение объекта) с
использованием нескольких кадров.
•Оценивание:
• Оценка плавности и выразительности анимации.
Тема 4. Работа с текстом в графическом редакторе
• Теоретическая часть:
• Основы работы с текстом: шрифты, размер, цвет, выравнивание.
• Практическая часть:
• Создание плаката или открытки с использованием текста и графики.
•Оценивание:
• Оценка композиции и использования текста.
Тема 5. Итоговый проект: Создание цифрового портфолио
• Теоретическая часть:
• Основы создания портфолио: выбор работ, оформление,
презентация.
• Практическая часть:
• Учащиеся выбирают лучшие работы, созданные в течение курса, и
оформляют их в цифровое портфолио.
•Оценивание:
•Оценка качества портфолио, включая выбор работ, оформление и
презентацию.
Общие методы оценивания:
1. Участие в занятиях и активность на уроках.
2. Выполнение практических заданий в соответствии с критериями.
3. Портфолио работ, которое будет оцениваться в конце года.
4. Итоговая презентация проекта перед классом.
________________________________________
Календарно--тематический план:
№
1
2
3
4
5
Название темы
10 класс
Введение в компьютерный рисунок.
Интерфейс Microsoft Paint
Основные инструменты
графического редактора
(прямоугольник, эллипс)
Инструменты графического
редактора (линия, кривая)
Рисование по описанию в
программе Paint
Интерактивный урок «Своя игра» в
Количеств
о часов
3
Теори
я
Практ
ика
1,5
1,5
0,5
1,5
0,5
2,5
1,5
6,5
0,5
3,5
2
3
8
4
№
Название темы
10 класс
Количеств
о часов
Теори
я
Практ
ика
0,5
3,5
0,5
0,5
3,5
3,5
2
0
2
8
2
6
4
5
0,5
2
3,5
3
3
0,5
2,5
14
2
12
командах
Рисование открытки на свободную
4
тему
Рисуем пошагово персонажей
4
Интерактивная онлайн игра «Угадай
4
что нарисовал»
6
7
8
Итоговый проект
9
11 класс
9
10
11
12
13
Итого:
Знакомство с растровой и векторной
графикой
Создание коллажей
Создание анимации в Paint (GIF)
Работа с текстом в графическом
редакторе
Итоговый проект: Создание
цифрового портфолио
68 часов
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
●
●
●
●
●
Компьютерный класс (или доступ к ноутбукам);
Установленная программа Microsoft Paint (или альтернативные графические
редакторы);
Доступ в интернет для работы с обучающими платформами;
Проектор для демонстрации примеров и инструкций;
Интерактивная доска (по возможности).
Используемое программное обеспечение:
●
●
●
Microsoft Paint (или аналогичные графические редакторы);
Онлайн-ресурсы;
Программы для создания анимации.
Формы аттестации:
●
●
Практические работы (создание рисунков, коллажей, анимаций);
Тестирование (онлайн и офлайн);
●
●
Итоговый проект (создание цифрового портфолио);
Участие в конкурсах и выставках цифрового искусства (по желанию).
Литература и источники:
1.
2.
3.
4.
Баранова Д.О."Цифровое искусство".
Дёмин А.Ю. "Основы компьютерной графики".
Дебелов В.А. "Компьютерная графика для начинающих".
Якимчук Н.А. "Рисование в Microsoft Paint: шаг за шагом".
1.
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить