Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ключ к русскому языку» для 9
класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта,
основной образовательной программы МАОУ «Кондратовская средняя школа «Сфера»,
учебного плана.
Цель курса – развитие лингвистических способностей учащихся и их подготовка к изучению
русского языка на более высоком уровне.
Задачи: 1. научить практическим навыкам выполнения экзаменационной работы.
2. повысить уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче
экзаменов;
3. создать условия для успешной психологической подготовки к сдаче ОГЭ.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание
−
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского
общества;
−
развитие культуры межнационального общения;
−
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
−
воспитание уважительного отношения к национальному
чувствам, религиозным убеждениям;
достоинству людей, их
−
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия
в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
−
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
−
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
−
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и
культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотическое воспитание
−
формирование российской гражданской идентичности;
−
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
−
формирование умения ориентироваться в современных общественно- политических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции
по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и
2
достижений нашей страны;
−
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
3. Духовно-нравственное воспитание
−
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
−
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра;
−
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
−
−
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
−
−
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание
−
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации;
−
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;
−
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
5. Физическое воспитание,
благополучия
формирование
культуры
здоровья
и эмоционального
−
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом
образе жизни;
−
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям
физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
6. Трудовое воспитание
−
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
−
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
−
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
−
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой
деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание
−
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира;
−
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
3
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим
вред экологии.
8. Ценности научного познания
−
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
−
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности
подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
−
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
−
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных
результатов;
−
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных
запланированных образовательных результатов;
−
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных
случаях — прогнозировать конечный результат;
−
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с
учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
−
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
− обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения
образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:
−
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
−
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных
вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
−
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
−
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
−
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
−
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения;
−
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма
решения практических задач;
−
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение самостоятельно соотносить свои действия с планируемыми результатами,
4
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
−
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
−
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и
критерии оценки своей деятельности;
−
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
−
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата
- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации;
−
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
−
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
−
соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
−
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
−
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
−
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств;
−
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
−
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
− фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
−
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность
других обучающихся в процессе взаимопроверки.
−
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/ эффективности или неуспешности/
неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
−
принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия
принятого решения;
−
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
5
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
−
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
−
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
−
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
−
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
−
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
−
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять
причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
−
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
−
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их
общие признаки и различия;
−
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
−
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
−
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной
и исследовательской деятельности;
−
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
−
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
−
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
−
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
−
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
−
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
−
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией.
−
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
−
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
−
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
−
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм.
−
анализировать /
рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, достижения
поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
7. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
6
−
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
−
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
−
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
−
резюмировать главную идею текста;
−
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
−
критически оценивать содержание и форму текста.
8. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
−
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
−
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
−
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
−
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
−
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Обучающийся сможет:
−
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные
поисковые запросы;
−
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний,
справочниками;
−
формировать множественную выборку из различных источников информации для
объективизации результатов поиска;
−
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
−
определять возможные роли в совместной деятельности;
−
играть определенную роль в совместной деятельности;
−
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
−
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
−
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
−
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
−
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
−
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
7
−
выделять общую точку зрения в дискуссии;
−
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
−
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
−
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
11. Умение самостоятельно осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
−
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
−
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
−
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
−
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
−
создавать тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
−
использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего
выступления;
−
использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной
задачей;
−
оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
−
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
−
использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в
соответствии с условиями коммуникации;
−
оперировать данными при решении задачи;
−
выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии
для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений,
докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
−
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
−
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий;
−
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
−
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль
речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
−
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
−
объяснять лексическое значение слов;
−
производить различные приёмы компрессии текста (сокращение, упрощение,
8
обобщение);
−
писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями; выбиратьиз
исходного текста необходимую для аргументации информацию;
−
критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.
выделять:
−
основные единицы языка, их признаки;
−
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные);
−
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,описания,
рассуждения);
−
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи;
требования к изложению, сочинению-рассуждению и сочинению на
лингвистическую тему по русскому языку (критерии оценивания);
−
основные понятия: микротема; лингвистические явления и их функции,
аргументация;
−
грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
−
наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения по
русскому языку.
Обучающийся получит возможность научиться:
−
соблюдать основные языковые нормы
−
участвовать в диалогическом и полиогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от
целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм и речевого этикета;
−
опознавать основные единицы морфологии и синтаксиса;
−
анализировать различные виды предложений и словосочетаний и предложений с точки
зрения их основной структурно-смысловой организации и организации и функциональных
особенностей;
−
находить грамматическую основу предложения;
−
опознавать простые и сложные, предложения осложненной структуры;
−
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
−
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
−
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении.
−
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;
−
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм и речевого этикета.
−
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка
−
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
−
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения
и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
−
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
−
опознавать различные выразительные средства языка;
9
−
участвовать в различных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
−
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
−
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
10
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Подготовка к написанию изложения (14 ч)
Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,
формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Анализ микротем.
Составление плана Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.
Главная и второстепенная информация в тексте. Основные требования к изложению. Подробное
и сжатое изложение Способы сокращения текста: грамматические,логические, синтаксические.
Предупреждение и преодоление грамматических и речевых ошибок.Редактирование изложения.
Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (34)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится
информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.
2. Синтаксический анализ текста. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Сложное предложение и
виды подчинительной и сочинительной связи в нем. Бессоюзное сложное предложение.
3. Пунктуационный анализ текста. Знаки препинания при однородных и обособленных членах.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки
препинания при водных словах и вставных конструкциях.
4. Орфографический анализ текста. Правописание безударных гласных. Правописание
суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки.
Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание корней с чередованием. Слитные,
раздельные и дефисные написания сложных слов.
5. Анализ средств выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой
выразительности. Использование переносного значения слова в поэтических тропах(эпитеты,
метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы).
6. Лексический анализ текста. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически
нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные
слова. Фразеологизмы .
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (20)
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
Общие принципы и технология написания сочинения-рассуждения. Основные языковые
средства оформления рассуждения. Виды сочинения-рассуждения. Композиция сочинения.
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. Способы
аргументации. Цитирование. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (9.1). Сочинение-рассуждение на тему,
связанную с анализом текста (9.2). Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом
текста (9.3).
11
Виды и формы деятельности обучающихся
Тематическая беседа, парная работа, устная индивидуальная работа, работа в паре с учителем, в
паре с одноклассником, лекции, практикум, эксперимент, анализ ситуаций, редактирование
текстов, самостоятельная работа. Работа со словарями. Определение стиля текста и типа речи.
Выполнение заданий на исправление речевых, грамматических, логических ошибок из банка
заданий ОГЭ
Презентация, аналитическое чтение и изучение содержания КИМов, работа с текстом слушание
и осмысление прочитанного текста, работа с текстом выделение микро- и макротемы, написание
сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя , составление алгоритмов,
практикум по написанию и анализу сжатого изложения, Работа с тестом, заполнение бланков,
практикум.
1. Тематическое планирование
№
Содержание
Кол-во часов
1
Подготовка к написанию изложения
10
Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,3,4,5,6,8
2
Подготовка к выполнению заданий с кратким
ответом
16
1,2,3,4,5,6,8
3
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
8
1,2,3,4,5,6,8
Итого
34
12
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Название раздела, темы урока
Кол-во
час.
Дата
план
Подготовка к написанию изложения
10
1
Текст как единица языка
1
2
Тема, идея, проблема текста и способы их 1
установления, формулирования.
3
Композиция, логическая, грамматическая
структура текста.
1
4
Микротема. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста.
1
5
Анализ микротем. Составление плана Абзац
1
6
Синтаксическое богатство русского языка.
1
7
Главная и второстепенная информация в тексте
1
8
Основные требования к изложению. Подробное и 1
сжатое изложение
9
Способы сокращения текста: грамматические, 1
логические, синтаксические.
11
Предупреждение и преодоление грамматических и 1
речевых ошибок. Редактирование изложения.
Примечание
факт
Подготовка к выполнению заданий с кратким 16
ответом
11
Синтаксический анализ текста
1
12
Виды подчинительной связи в словосочетании
1
13
Пунктуационный анализ текста
1
13
14
Знаки
препинания
обособленных членах.
15
Знаки препинания в простом предложении
1
16
Знаки препинания в сложном предложении
1
17
Знаки препинания при водных словах и вставных 1
конструкциях.
18
Орфографический анализ текста.
19
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, 1
отыменных и отглагольных прилагательных,
наречий.
20
Правописание
приставок.
Приставки, 1
оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки.
21
Правописание корней с чередованием.
1
22
Слитные, раздельные и дефисные написания
сложных слов.
1
23
Анализ средств выразительности. Отработка 1
умения квалифицировать средства речевой
выразительности.
Лексический анализ текста.
1
24
при
однородных
25
Синонимы.
Контекстуальные
Антонимы. Омонимы
26
Фразеологизмы .
Подготовка
рассуждения
к
и 1
1
синонимы. 1
1
написанию
сочинения- 8
27
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии
оценки сочинения.
1
28
Тема, идея, проблема текста.
1
29
Виды сочинения-рассуждения
1
14
30
Композиция сочинения. Работа над композицией. 1
Основные виды вступительной и заключительной
части.
31
Способы аргументации. Цитирование. Позиция
автора. Собственная позиция.
32
Сочинение-рассуждение
тему (9.1).
33
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с 1
анализом текста (9.2).
34
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с 1
анализом текста (9.3).
на
1
лингвистическую 1
Учебно-методическое обеспечение
• Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11
классы. Основной курс. Элективные курсы. М.: Мнемозина, 2018г.
• Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2020г.
• Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический
аспекты. – М., 2021.
• Русский язык. Нормы речи. Пособие для формирования языковой и
коммуникативной компетенций. Составители: Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева
Н.А. Ростов – на – Дону: Легион, 2023г.
• www.gramma.ru
• russian-world.info/kultura-rechi
15
16
17
18
19