Пояснительная записка
"Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми должны быть и
ученые." — Петр Леонидович Капица.
Программа «3Д-моделирование» на уровне основного общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Содержание курса по выбору: «3Д-моделирование» построено на основании учебнометодического комплекта для средней школы. Цель курса – дать школьникам современное
представление о 3D-моделировании, используя программу Blender.
Программа охватывает базовые концепции 3D-моделирования, работу с интерфейсом
Blender, создание и редактирование объектов, работу с материалами, текстурами и
освещением, а также основы анимации. В процессе обучения школьники смогут создавать
простые 3D-модели, работать с инструментами моделирования и развивать
пространственное мышление.
Программа курса предназначена для учащихся 8 класса и ориентирована на формирование
основ 3D-моделирования через изучение программы Blender.
17 часов в год
Цель курса:
Обучение основам 3D-моделирования в Blender через теоретическое изучение и
практическое применение полученных знаний.
Задачи:
•
•
•
Обучающие:
o Ознакомить с интерфейсом и основными инструментами Blender.
o Развить навыки работы с 3D-объектами, текстурами и материалами.
o Познакомить с основами анимации и рендеринга.
Развивающие:
o Развить пространственное мышление и визуальное восприятие.
o Формировать способность анализировать 3D-сцены и работать с
композиционными элементами.
Воспитательные:
o Развить самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе.
o Формировать командные навыки при создании совместных 3D-проектов.
Методы обучения:
•
•
•
•
Объяснительно-иллюстративный;
Практический (создание 3D-моделей и сцен);
Исследовательский (разбор реальных примеров и проектов);
Игровой (моделирование объектов из игр и мультфильмов).
Формы организации занятий:
•
•
•
•
•
•
Комбинированные уроки;
Практические работы;
Исследовательские проекты;
Групповая работа;
Индивидуальные задания;
Онлайн-тестирование и задания на обучающих платформах (например, Blender
Guru, CGCookie, Polycount).
Прогнозируемые результаты:
Личностные результаты:
•
Развитие креативного мышления и визуального восприятия;
•
Осознание значимости 3D-моделирования в современных технологиях;
•
Формирование умений работать в команде и самостоятельно.
Метапредметные результаты:
•
Умение планировать создание 3D-моделей и сцен;
•
Владение навыками работы с цифровыми инструментами для
моделирования;
•
Способность к самоконтролю и саморазвитию через 3D-дизайн.
Предметные результаты:
•
Умение работать в Blender, использовать его основные инструменты;
•
Владение основами моделирования, текстурирования и анимации;
•
Создание простых 3D-моделей и сцен;
•
Разработка творческих проектов (персонажи, объекты, интерьеры,
ландшафты).
________________________________________
Содержание программы
Тема 1. Введение в 3D-моделирование. Интерфейс Blender
• Теоретическая часть:
• Знакомство с основами 3D-моделирования.
• Обзор интерфейса Blender: панели, меню, инструменты.
• Настройка рабочего пространства.
• Практическая часть:
• Создание простых объектов (куб, сфера, цилиндр).
• Настройка интерфейса под свои предпочтения.
• Оценивание:
• Участие в обсуждении и выполнение практического задания по созданию
простого объекта.
Тема 2. Основные примитивы и трансформации
• Теоретическая часть:
• Понятие примитивов в 3D-моделировании.
• Основные трансформации: перемещение, вращение, масштабирование.
• Практическая часть:
• Создание сцены с использованием различных примитивов.
• Применение трансформаций для создания интересных композиций.
• Оценивание:
• Проверка выполненной сцены и правильности применения трансформаций.
Тема 3. Редактирование объектов и модификаторы
• Теоретическая часть:
• Основы редактирования объектов: режимы редактирования, выбор вершин,
рёбер и граней.
• Знакомство с модификаторами и их применением.
• Практическая часть:
• Создание и редактирование сложного объекта с использованием модификаторов
(например, сглаживание).
• Оценивание:
• Оценка качества редактирования объектов и использование модификаторов.
Тема 4. Работа с материалами и текстурами
• Теоретическая часть:
• Основы работы с материалами: шейдеры, цвета, отражения.
• Применение текстур: UV-развёртка и текстурные карты.
• Практическая часть:
• Создание материалов и текстур для ранее смоделированных объектов.
• Оценивание:
• Оценка качества материалов и текстур на объектах.
Тема 5. Освещение и камеры
• Теоретическая часть:
• Основы освещения в 3D-пространстве: типы источников света.
• Настройка камер и их параметры.
• Практическая часть:
• Освещение сцены с использованием различных источников света.
• Настройка камеры для получения лучших ракурсов.
• Оценивание:
• Оценка качества освещения и композиции сцены.
Тема 6. Основы анимации в Blender
• Теоретическая часть:
• Введение в анимацию: ключевые кадры, временная шкала.
• Принципы анимации (например, «анимация по пути»).
• Практическая часть:
• Создание простой анимации (например, движение объекта по заданной
траектории).
• Оценивание:
• Оценка плавности и выразительности анимации.
Тема 7. Моделирование сложных объектов
• Теоретическая часть:
• Техники моделирования сложных форм (например, органические формы).
• Практическая часть:
• Моделирование сложного объекта (например, персонажа или предмета).
• Оценивание:
• Оценка сложности и проработанности модели.
Тема 8. Рендеринг и экспорт моделей
• Теоретическая часть:
• Основы рендеринга: настройки рендеринга, форматы файлов.
• Практическая часть:
• Рендеринг готовой сцены и экспорт модели в различных форматах.
• Оценивание:
• Оценка качества рендеринга и правильности экспорта.
Тема 9. Создание 3D-сцены
• Теоретическая часть:
• Композиция сцены, работа с несколькими объектами.
• Практическая часть:
• Создание законченной 3D-сцены с использованием всех изученных навыков.
•Оценивание:
• Оценка общей композиции и проработанности сцены.
Итоговый проект (3D-модель или анимация)
• Описание проекта:
• учащиеся выбирают тему для создания своей уникальной модели или анимации,
применяя все изученные навыки.
• Оценивание:
• Критерии оценки включают оригинальность идеи, качество исполнения,
использование материалов и текстур, а также общую презентацию работы.
Общие методы оценивания:
1. Участие в занятиях и активность на уроках.
2. Выполнение практических заданий в соответствии с критериями.
3. Портфолио работ, которое будет оцениваться в конце года.
4. Итоговая презентация проекта перед классом.
________________________________________
Календарно--тематический план:
№
Количество
часов
Название темы
Введение в 3D-моделирование. Интерфейс
Blender
2
Основные примитивы и трансформации
3
Редактирование объектов и модификаторы
4
Работа с материалами и текстурами
5
Освещение и камеры
6
Основы анимации в Blender
7
Моделирование сложных объектов
8
Рендеринг и экспорт моделей
9
Создание 3D-сцены
Итоговый проект (3D-модель или
10-17
анимация)
Итого:
1
Теория Практика
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
8
1
7
17 часов
5,5
11,5
1
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
•
•
•
•
•
Компьютерный класс (или доступ к ноутбукам);
Установленная программа Blender;
Доступ в интернет для работы с обучающими платформами;
Графические планшеты (по возможности);
Интерактивная доска (по возможности);
Используемое программное обеспечение:
•
•
•
Blender (последняя версия);
Онлайн-ресурсы: BlenderGuru, CGCookie, Polycount;
Графические редакторы (GIMP, Krita для работы с текстурами).
Формы аттестации:
•
•
•
•
Практические работы (создание моделей и сцен);
Тестирование (онлайн и офлайн);
Итоговый проект (создание 3D-сцены или анимации);
Участие в конкурсах и выставках 3D-моделирования (по желанию).
Литература и источники:
Блог BlenderGuru – "Основы 3D-моделирования в Blender".
CGCookie – "Blender Fundamentals".
Дронов В.В. "Основы 3D-моделирования", 2022.
Онлайн-ресурсы: Blender.org, Polycount.com, CGTrader.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, режим доступа:
http://school- collection.edu.ru
6. Ресурсы ФЦИОР http://fcior.edu.ru
1.
2.
3.
4.
5.