ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информационным технологиям на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в
ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по информационным технологиям даёт представление о целях,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
информационных технологий на базовом уровне, устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и
темам.
Программа по информационным технологиям определяет количественные и
качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в
том числе для содержательного наполнения разного вида контроля
(промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ,
государственной итоговой аттестации).
Курс предназначен для ориентационной предпрофильной подготовки по
специальности «Информационные технологии».
Предпрофильная ориентация школьников в мире компьютерных технологий
и построение учащимися индивидуальной траектории профильного образования.
Основная цель изучения курса состоит в формировании осознанного
собственного мнения о выборе профиля обучения, пути получения дальнейшего
образования и избираемой профессии, связанной с информационными
технологиями.
Задачи курса:
Самоопределение учеников в будущем профильном обучении и дальнейшей
деятельности по ИТ-специальностям, а также развитие творческих способностей
учащихся.
Основными задачами при этом являются: привитие навыков
самоопределения и самостоятельного принятия решений; углубление знаний о
характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых
профессиональных качествах работников, связанных с использованием и
эксплуатацией вычислительной техники, работой в автоматизированных
информационных системах различных областей экономики и управления.
Целями изучения информационных технологий на уровне основного общего
образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информационных технологий, достижениям научнотехнического прогресса и общественной практики, за счёт развития
представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества, понимания роли информационных
процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
2
мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи,
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для
достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и
созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
Информационные технологии в основном общем образовании отражает:
сущность информационной технологии как научной дисциплины,
изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации
информационных процессов в различных системах;
основные области применения информационных технологий, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный
характер
информатики
и
информационной
деятельности.
Изучение информационных технологий оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и использования
информационных технологий как необходимого инструмента практически любой
деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности,
освоенные обучающимися при изучении информационных технологий, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся
значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информационные технологии» –
сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики
периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных
технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания
3
для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных
программ (приложений) общего назначения и информационных систем для
решения с их помощью практических задач, владение базовыми нормами
информационной этики и права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач
с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в
практической деятельности.
Цели и задачи изучения информационных технологий на уровне основного
общего образования определяют структуру основного содержания учебного
предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
На изучение информационных технологий на базовом уровне отводится 34
часа (1 час в неделю) в 9 классе.
4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1.Основные понятия профессии и элементы информационных
технологий
Общие понятия об информации, информационных технологиях и
информационной среде. История возникновения и развития информационных
технологий. Роль ИТ в экономике. ИТ и занятость населения. Потребность
современного общества в ИТ. Информационные технологии в XXI в.
ИТ как сфера коммерческой и профессиональной деятельности. Виды
информационных систем. Роль ИТ в обеспечении международного
информационного обмена.
Общая характеристика и особенности ИТ-профессий.
Современное состояние и ожидаемое развитие рынка труда,
востребованность профессий в различных областях деятельности человека по
данным наиболее известных кадровых агентств. Общие требования к
профессиональным качествам работников сферы информационных технологий.
2.ИТ-специалисты по производству, эксплуатации и обслуживанию
вычислительной техники и средств связи
Основное аппаратное обеспечение современных информационных систем,
информационных технологий, вычислительных сетей и средств связи.
Производство и эксплуатация. Обзор современных технологий. Основные виды
деятельности в этой области. Перспективы профессионального роста.
Основные образовательные программы по подготовке ИТ-специалистов
данного профиля, перспективы оплаты труда на различных предприятиях по
информации
кадровых
агентств
(профессиональная
подготовка
и
трудоустройство).
Общие требования к профессиональным качествам оператора ЭВМ, техника
и инженера по эксплуатации информационных систем. Система подготовки
специалистов по вычислительным машинам, комплексам, системам и сетям, а
также по автоматизированным системам обработки информации и управления.
Совершенствование профессиональных навыков и профессиональный рост
специалистов в различных областях разработки и применения информационных
систем.
Практические занятия: знакомство с вычислительной техникой, общие
навыки работы на персональной ЭВМ (ПЭВМ), навыки работы на персональном
компьютере в качестве оператора ПЭВМ в среде Windows, работа с
информацией в мультипрограммном режиме.
3. ИТ-специалисты по программному обеспечению вычислительной
техники и автоматизированных систем
Структура программного обеспечения современных информационных
систем. Основные виды программного обеспечения.
Современные технологии производства программного обеспечения.
Основные языки программирования и среды программирования.
Основные
виды
деятельности
в
этой
области.
Перспективы
профессионального роста.
5
Офисные технологии, современные пакеты офисных прикладных программ
(MS Office). Профессиональная подготовка и трудоустройство.
Практические занятия: знакомство с основными программами офисного
пакета, общие навыки работы по созданию текстовых управленческих и
финансовых документов и подготовке их к печати, способы создания и
сохранения комплексных документов.
4. ИТ-специалисты в области экономики и управления
Основные типы экономических и управленческих информационных систем,
их задачи, требования к профессионалам. Создание и обслуживание
информационных систем.
Примеры
практического
применения
специализированных
информационных систем: бухгалтерские программы, программы управления
проектами, справочные информационные системы.
Профессиональная подготовка и трудоустройство.
Практические
занятия:
создание
документов
профессиональной
направленности средствами стандартного офисного пакета. Электронные
таблицы. Организация расчетов с помощью специализированных компьютерных
программ. Отбор и сортировка данных.
Подготовка презентации фирмы. Специализированные программы для
сферы финансов и управления.
5. ИТ-специалисты по сетевому объединению компьютерных систем,
локальным и глобальным сетям
Аппаратные и программные средства коммуникаций, компоненты
локальных и глобальных сетей. Архитектура сетей и протоколы передачи
данных. Глобальная информационная сеть Интернет, службы Интернета (WWW,
электронная почта, FTP-служба, телеконференции).
Использование
информационных
ресурсов
Интернета
для
профессиональной финансовой и управленческой деятельности.
Практические занятия: передача и получение сообщений по электронной
почте, поиск финансовой и управленческой информации в глобальной сети
Интернет.
6. Основные формы получения образования ИТ-специалистов
Расширение сферы использования вычислительной техники — основная
тенденция информационного развития общества. Спрос на специалистов
информационной сферы и прогнозы его развития. Перспективы использования
профессиональных навыков в России и за рубежом. Уровни профессионального
образования.
Начальное
профессиональное
образование.
Среднее
профессиональное образование. Высшее профессиональное образование.
Вступительные испытания. Узкоспециальная подготовка — сертификация
специалистов по отдельным программным продуктам и информационным
системам. Продолжительность обучения и стоимость образования.
Практические задания сгруппированы тематически в четыре группы.
1. Основы работы на компьютере
Организация работы и операции с окнами в среде Windows. Технология
создания ярлыков и работа с корзиной. Работа с клавиатурой ПК. Настройка
6
пользовательского интерфейса, окно Мой компьютер. Основы обработки
графических изображений. Мультипрограммный режим работы в среде
Windows.
2. Возможности компьютера для создания текстовых документов
Создание документов в текстовом редакторе MS Word. Форматирование
шрифтов. Оформление абзацев документов. Колонтитулы. Создание и
форматирование таблиц в текстовых документах.
Создание списков в текстовых документах. Рисунки в документе.
Подготовка к печати. Создание деловых документов. Создание протокола, акта и
других деловых бумаг. Создание текстовых документов на основе шаблонов.
Создание шаблонов и форм. Создание комплексных документов в
текстовом редакторе.
3. Применение возможностей компьютера в области экономики и
управления
Автоматизация расчетов в электронных таблицах
Организация
расчетов
в
табличном
процессоре
MS
Excel.
Автосуммирование в электронных таблицах. Расчеты с процентными
величинами в электронных таблицах.
Построение и форматирование диаграмм в электронных таблицах.
Использование функций в расчетах в электронных таблицах. Определение
максимального и минимального значений в электронных таблицах.
Создание финансовой сводки в электронных таблицах.
Создание презентации фирмы
Разработка презентации в MS Power Point XP. Задание эффектов и
демонстрация презентации.
Справочные поисковые системы (СПС)
Организация поиска нормативных документов в СПС «Консультант Плюс».
Организация полнотекстового поиска. Работа со списком и текстом в СПС
«Консультант Плюс».
4. Сетевые информационные технологии Организация работы с
сервисами Интернета
Поиск информации в глобальной сети Интернет. Электронная почта (Email).
Содержание отдельных тем курса
Примерные темы для разработки учащимися творческих работ
(рефератов)
1. Информационные технологии и современное общество.
2. История развития вычислительной техники.
3. Влияние информационных технологий на экономику современного
общества.
4. Информационные технологии в управлении.
5. Информационные технологии в экономике.
6. Достижения современных информационных технологий.
7. Современное техническое состояние информационных технологий
7
(Hardware).
8. Современные достижения программного обеспечения информационных
технологий (Software).
9. ИТ-специальности и возможности их получения.
10. Информационные технологии и безопасность пользователей.
11. Достижения информационных технологий для молодежи.
12. Информационные технологии и компьютерные игры.
13. История развития Интернета.
14. Как подключиться к Интернету?
15. Всемирная сеть Интернет: сервисы и возможности.
16. Передача данных в Интернете.
17. IP-телефония: понятия и возможности.
18. Поговорим по Интернету.
19. Осуществим поиск в Интернете.
20. Обеспечение информационной безопасности.
21. Перспективы развития информационных технологий.
8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательные результаты: знакомство со спецификой информационных
технологий (ИТ) и ИТ-специальностей.
В результате изучения курса обучающийся должен:
Иметь представление:
• о сущности информационных технологий;
•методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
• программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники;
• компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации;
• методах защиты информации.
Знать:
• основные понятия автоматизированной обработки информации;
• общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
• базовые системные программные продукты и пакеты прикладных
программ;
• основные специальности подготовки специалистов по информационным
технологиям в зависимости от уровня обучения: начальное, среднее и высшее
профессиональное ИТ-образование;
• традиционные и нетрадиционные формы получения ИТ-образования;
Уметь:
• работать с графической оболочкой Windows;
•
использовать прикладные программные средства для создания
документов и организации расчетов;
• работать с графическим редактором и поисковыми системами, а также с
электронной почтой.
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Основные понятия профессии и элементы
информационных технологий
2.
ИТ-специалисты по производству,
эксплуатации и обслуживанию
вычислительной техники и средств связи
3.
ИТ-специалисты по программному
обеспечению вычислительной техники и
автоматизированных систем
4.
ИТ-специалисты в области экономики и
управления
5.
ИТ-специалисты по сетевому объединению
компьютерных систем, локальным и
глобальным сетям
6.
Основные формы получения образования
ИТ-специалистов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1.
Всего
Количество часов
Контрольные Практически
работы
е работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
3
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7315/cons
pect/250924/
5
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/addi
tional/166775/
10
5
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/start
/35815/
11
5
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/train
/
4
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5497/cons
pect/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/mai
n/
1
11
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
1. Инструктаж по технике безопасности.
История возникновения и развития информационных
технологий
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7315/consp
ect/250924/
Общие понятия об информации, информационных
технологиях и информационной среде
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/consp
ect/166747/
Виды информационных систем
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7320/start/2
50960/
4. ИТ как сфера коммерческой и профессиональной
деятельности
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/train/1
66755/
5. Роль ИТ в обеспечении международного
информационного обмена
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/additi
onal/166775/
6. Основное аппаратное обеспечение современных
информационных систем, информационных
технологий, вычислительных сетей и средств связи
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/start/3
5815/
7. Обзор современных технологий. Основные виды
деятельности в этой области
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/start/3
5815/
8. Практические занятия: знакомство с вычислительной
техникой, общие навыки работы на персональной
ЭВМ
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4715/consp
ect/325089/
9. Структура программного обеспечения современных
информационных систем
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/consp
ect/
2.
3.
11
№
п/п
Количество часов
Тема урока
10. Основные виды программного обеспечения
11.
Современные технологии производства
программного обеспечения
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/main/
1
Современные технологии производства
программного обеспечения
12. Основные языки программирования и среды
программирования
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3063/start/
13. Основные языки программирования и среды
программирования
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3063/start/
14. Офисные технологии, современные пакеты офисных
прикладных программ (MS Office)
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/train/
15. Выполнение проекта на языке программирования
Pascal
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6456/start/7
2686/
16. Выполнение проекта на языке программирования
Pascal
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6456/start/7
2686/
17. Выполнение проекта на языке программирования
Pascal
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6456/start/7
2686/
18. Выполнение проекта на языке программирования
Pascal
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6456/start/7
2686/
19. Способы создания и сохранения комплексных
документов
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7331/main/
250579/
20. Основные типы экономических и управленческих
информационных систем, их задачи
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/consp
ect/166747/
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/consp
ect/166747/
21.
Создание и обслуживание информационных систем
12
№
п/п
22.
Количество часов
Тема урока
Создание и обслуживание информационных систем
Контрольные
Всего
работы
1
Практические
работы
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/consp
ect/166747/
23. Примеры практического применения
специализированных информационных систем:
бухгалтерские программы
1
24. Примеры практического применения
специализированных информационных систем:
программы управления проектами
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/train/
25. Примеры практического применения
специализированных информационных систем:
справочные информационные системы
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/train/
26. Создание документов профессиональной
направленности средствами стандартного офисного
пакета
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5422/start/1
1160/
27. Электронные таблицы. Организация расчетов с
помощью электронных таблиц
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3054/main/
28. Подготовка презентации фирмы
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1363/
29. Подготовка презентации фирмы
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1363/
30. Защита проекта «Презентация фирмы»
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1363/
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5497/consp
ect/
31.
Аппаратные и программные средства коммуникаций,
компоненты локальных и глобальных сетей
32. Использование информационных ресурсов Интернета
для профессиональной финансовой и управленческой
деятельности
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/train/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/main/
1
13
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Контрольные
Всего
работы
33. Перспективы использования профессиональных
ИТ-навыков в России и за рубежом.
Уровни профессионального образования
1
34. Перспективы использования профессиональных
ИТ-навыков в России и за рубежом.
Уровни профессионального образования
1
ВСЕГО
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5495/main/
34
часа
11
14
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Информатика и информационные технологии, 9 класс, А.Г. Гейн, А.И.
Сенокосов, Просвещение, 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Информатика и информационные технологии, 9 класс, А.Г. Гейн, А.И.
Сенокосов, Просвещение, 2020
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• https://resh.edu.ru/
• http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал
• http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал
• http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной
итоговой аттестации
• http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования
• http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
• http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов