РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета (курса)
Проектная деятельность
Класс 7-9
Количество часов по учебному плану в 5-9 классах:
0,5 час в неделю в 7 классе (17 в год)
1 час в неделю в 8 классе ( 34 в год )
0,5 час в неделю в 9 классе (17 в год)
Составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (в редакции федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования от 22 января 2024 года)
- Сборником программ. «Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и
безопасный образ жизни». Авторы: Третьякова С. В., Чистякова С. Н., Иванов А. В. Издательство: М:, Просвещение, 2014 г. Класс: 5, 6, 7, 8, 9
- Методическим пособием для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы/ Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара:
Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2017
- Проектной деятельностью в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: Яковлева Н.Ф.
учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М.:
ФЛИНТА, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа «Проектная деятельность» для обучающихся в 7-9 классах является средством реализации требований ФГОС ООО к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Предлагаемая программа подготовлена для учеников
7- 9 классов и направлена на развитие метапредметных умений с учетом возрастных особенностей школьников. Курс «Проектная деятельность для
учеников 7 - 9 классов» является интегрированным по всем группам метапредметных умений: организационных, поисково- информационных,
интеллектуальных, коммуникативных.
Общая характеристика программы «Проектная деятельность»
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям
«открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных
предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик,
работая над проектом, осваивает навыки планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
Курс «Проектная деятельность» изучается в школе и является частью учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений. Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и
проектной деятельности. Реализует системно-деятельностный подход в обучении, ориентирована на развитие самостоятельной работы обучающихся,
критического и инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный и
прикладной интерес. Призвана обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной
школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов.
Программа отражает особенности проектной и учебно - исследовательской деятельности обучающихся. При этом:
- под учебно-исследовательской деятельностью понимается учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного
исследования (теоретического исследования), ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения как
способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового
научного результата, в том числе информационные проекты;
- под исследовательской деятельностью, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и получение в
результате новых знаний, в том числе поисковые и исследовательские проекты;
- под проектной деятельностью понимается любая социально значимая и творческая деятельность обучающихся, направленная на достижение
реального личностно значимого результата, описанного на этапе замысла проекта в том числе социальные и игровые, проекты, концерты, праздники,
акции, а также прикладные проекты, при реализации которых создается творческий продукт – поделка, картина изделие и т.д., а также инженерные
проекты. Под инженерным проектом понимается создание или усовершенствование машин, конструкций, схем, предметов обихода, приспособлений,
предполагающее наличие традиционных для инженерного проекта этапов.
Цель курса: развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение
знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества). Цель курса:
развитие метапредметных школьников средствами проектной деятельности.
Задачи:
- систематизация знаний об основах исследовательской
деятельности и продолжения изучения обучающимися основ организации
исследовательской деятельности
- формирование устойчивой мотивации самоопределения, привитие навыков самостоятельного принятия решений;
- углубление знаний о характере труда, специфике, перспективах профессионального роста, набор качеств, связанных с использованием
информационно- компьютерных средств.
Программа «Проектная деятельность» реализует следующие принципы организации деятельности обучающихся:
- доступности – освоение материала за рамками школьного учебника на высоком уровне трудности, с учетом индивидуальных особенностей
каждого конкретного ученика;
- естественности – ученик сам выбирает для себя темы проектных работ, а также вид реализации учебного проекта;
- наглядности, или экспериментальности, в исследовательской деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но
и с помощью других анализаторов;
- осмысленности - достигаемой в процессе раздумий над целью, задачами, проблемой и гипотезой исследования. Именно этот процесс
осмысливания дает ученику осознанность выполняемого им действия и формирует прогностическое и целе-результативное мышление, способствует
развитию навыков переноса имеющихся знаний в новую ситуацию;
- культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и
оригинальности подходов к решению научной задачи, привнося в работу что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и
мировосприятием;
- самодеятельности – ученик получает собственный опыт разработки и реализации проекта, анализа его результатов и последствий, рождения новых
замыслов.
Место курса «Проектная деятельность» в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 7-9 классов на проектную деятельность.
0,5 час в неделю в 7 классе (17 в год)
1 час в неделю в 8 классе ( 34 в год )
0,5 час в неделю в 9 классе (17 в год)
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение урочной деятельтности, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением
родителей. Занятия проводятся согласно учебного плана в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке,
проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными
людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые:
представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, защита проекта, презентация, мини-конференция, научно- исследовательская конференция, участие в конкурсах
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии.
Содержание курса урочной деятельности «Проектная деятельность»
7 класс
Введение в проектную деятельность. Что такое метод проектов? История развития проектного метода. Возможности и смыслы проекта. Классификация
проектов. Работа над проектом. Что такое проектный продукт? Требования к целям и содержанию проекта. Планирование деятельности. Осуществление
деятельности по решению проблемы. Информационные проекты. Особенности информационных проектов. Погружение в проект. Планирование
деятельности. Осуществление деятельности по решению проблемы. Оформление результатов: обсуждение, редактирование, презентация, внешняя
оценка. Презентация (защита) результатов. Ролевые проекты. Понятие ролевых проектов. Выбор темы проекта и формулировка проблемы. Ролевые
ситуации, имитирующие, социальные и деловые отношения. Целеполагание. Определение сюжета. Определение источников информации и литературы
Установление критериев оценки результатов и процесса. Распределение задач между членами группы. Самостоятельная работа учащихся по задачам
проекта. Промежуточные обсуждения полученных данных Самоанализ и рефлексия. Оформление портфолио. Анализ и синтез данных проекта.
Формулировка выводов. Подготовка презентационных материалов. Подготовка публичного выступления. Защита проекта. Прикладные проекты.
Выбор темы проекта и формулировка проблемы. Исследование проблемы. Развитие и отбор идей. Разработка технического решения. Экономическая
оценка проектируемого изделия. Экологическая оценка. Конструирование изделия
Оформление проекта. Оценка качества реализации проекта. Анализ результатов выполнения проектов. Оценка проекта учащимися. Оценка проекта
педагогами, родителями.
8 класс
Открытия и изобретения в нашей жизни. Мир взрослых как мир, построенный на проектах и исследованиях. Суть проектно-исследовательской
деятельности - решение актуальной исследовательской или практической проблемы, с которой сталкиваются люди; возможность получить новое
знание или создать новый продукт, который поможет решить эту проблему Два вида проектно-исследовательской деятельности: деятельность,
направленная на получение нового знания (исследование), и деятельность, направленная на создание нового практического продукта (проект).
Признаки проектно-исследовательской деятельности школьников: направленность на решение сложной практической или исследовательской
проблемы, требующей совершения поэтапных действий; предложение нового решения этой проблемы; получение результата в виде нового или
усовершенствованного продукта / нового дополненного знания, помогающего решить эту проблему; сложность или невозможность предопределения
результата. Этапы работы над проектом или исследованием: выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы, формулировка цели и задач,
разработка гипотезы для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта, решение поставленных задач,
формулирование выводов о полученных результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного исследования или реализованного
проекта, защита работы. Выбор темы проектной или исследовательской работы. Требования к выбираемой теме будущего исследования или проекта.
Аргументация актуальности работы как важный социальный навык. Обоснование актуальности исследовательской или проектной работы. Цель как
идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели. Задачи исследовательской и проектной
работы. Гипотеза в исследовательской работе и модель описания создаваемого продукта в проектной работе. Исследовательская и проектная работа
как поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа над решением
поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была выполнена
им на каждом этапе; разбор успехов и неудач школьника. Инструменты изучения проблемных зон. Опросы как инструменты конкретизации проблемы
Составление опросников. Открытые и закрытые опросы. Способы обработки полученных данных. Обзор литературы и анализ литературы: отличие
одного от другого. Способы реализации проекта. Методы проведения исследования. Авторский путь реализации задуманного проекта. Анализ
сделанного (групповое обсуждение). Описание проделанной проектной или исследовательской работы как способ самоанализа и возможность
передать другим людям свои опыт и знание Структура и правила оформления
текста описания проектной или исследовательской работы. Защита проектной или исследовательской работы как возможность приобрести полезный
навык публичного выступления, отстаивания и продвижения собственных идей. Мультимедийное сопровождение защиты, правила создания
мультимедийной презентации в доступных компьютерных программах. Правила и секреты публичного выступления. Критерии оценки проектноисследовательской работы. Научно-практическая конференция школьников. Подведение итогов конференции.
9 класс
Открытия и изобретения в нашей жизни. Мир взрослых как мир, построенный на проектах и исследованиях. Суть проектно-исследовательской
деятельности - решение актуальной исследовательской или практической проблемы, с которой сталкиваются люди; возможность получить новое
знание или создать новый продукт, который поможет решить эту проблему Два вида проектно-исследовательской деятельности: деятельность,
направленная на получение нового знания (исследование), и деятельность, направленная на создание нового практического продукта (проект).
Признаки проектно-исследовательской деятельности школьников: направленность на решение сложной практической или исследовательской
проблемы, требующей совершения поэтапных действий; предложение нового решения этой проблемы; получение результата в виде нового или
усовершенствованного продукта / нового дополненного знания, помогающего решить эту проблему; сложность или невозможность предопределения
результата. Этапы работы над проектом или исследованием: выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы, формулировка цели и задач,
разработка гипотезы для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта, решение поставленных задач,
формулирование выводов о полученных результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного исследования или реализованного
проекта, защита работы. Выбор темы проектной или исследовательской работы. Требования к выбираемой теме будущего исследования или проекта.
Аргументация актуальности работы как важный социальный навык. Обоснование актуальности исследовательской или проектной работы. Цель как
идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели. Задачи исследовательской и проектной
работы. Гипотеза в исследовательской работе и модель описания создаваемого продукта в проектной работе. Исследовательская и проектная работа
как поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа над решением
поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была выполнена
им на каждом этапе; разбор успехов и неудач школьника. Инструменты изучения проблемных зон. Опросы как инструменты конкретизации проблемы
Составление опросников. Открытые и закрытые опросы. Способы обработки полученных
данных. Обзор литературы и анализ литературы: отличие одного от другого. Способы реализации проекта. Методы проведения исследования.
Авторский путь реализации задуманного проекта. Анализ сделанного (групповое обсуждение). Описание проделанной проектной или
исследовательской работы как способ самоанализа и возможность передать другим людям свои опыт и знание Структура и правила оформления текста
описания проектной или исследовательской работы. Защита проектной или исследовательской работы как возможность приобрести полезный навык
публичного выступления, отстаивания и продвижения собственных идей. Мультимедийное сопровождение защиты, правила создания
мультимедийной презентации в доступных компьютерных программах. Правила и секреты публичного выступления. Критерии оценки проектноисследовательской работы. Научно-практическая конференция школьников. Подведение итогов конференции.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
Цели программы отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы:
- формирование универсальных учебных действий (далее УУД) обучающихся через освоение социальных ролей, необходимых для учебноисследовательской и проектной деятельности, развитие личностных УУД: учебной мотивации и познавательной активности, готовности к
самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленности и настойчивости в преодолении трудностей; освоение научной картины мира, через
понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, овладение методами и
методологией познания, развития продуктивного воображения;
- овладение обучающимися продуктивно-ориентировочной деятельностью при помощи последовательного освоения основных этапов,
характерных исследования и проектной работы; методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
- развитие творческих способностей и инновационного мышления на базе предметного и метапредметного научного и полинаучного содержания;
владения приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и
неструктурированных задач;
- общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, местного сообщества за счет организации работы в группе в
разнообразных качествах, рассмотрения различных точек зрения на одну проблему, организации взаимодействия между участниками проекта, а
также за счет многообразия видов проектной деятельности.
Планируемые результаты обучения определяются на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом.
Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов
осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой и
индивидуальной работы.
Учащиеся 7 классов должны уметь различать (но еще не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за
них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла, должны знать характерные особенности
отдельных видов проектной деятельности.
Учащиеся 8-9 классов самостоятельно реализуют групповой или индивидуальный проект, осваивают и совершенствуют культуру
представления результатов проектной (презентацию проектов).
- Занятия в 7 классе: формируются аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и
территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают
общее представление об алгоритме учебного исследования. Владеют навыками поиска и реферирования информации.
- в 8 -9 классе у обучающихся должно сформироваться ясное понимание избранной проблемы (подтемы) исследования, над которой будет работать
ученик индивидуально и в команде с учётом индивидуальных особенностей; освоены умения, связанные с такими способами сбора эмпирических
данных, как наблюдение и эксперимент, которые оказываются востребованными на поисковом этапе работы над проектами наряду с
использованием информации, выработанной социумом ранее. Реализация данного э тапа обучения оправдано, если значительная часть учащихся
класса работает над предметным проектом, на поисковом и/или аналитическом этапах которого необходим сбор первичной информации.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми
в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты
- Умение планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные
исследуемой проблеме;
- Умение выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- Умение распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы
исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- Умение использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного,
доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
- Умение использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы»,
эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
- Умение использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы,
описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- Умение отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- Умение видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и
применении научного знания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
Тема 1 Введение в
проектную
деятельность (3 ч)
Введение в проектную деятельность.
Что такое метод проектов? История
развития
проектного
метода.
Возможности и смыслы проекта.
Классификация проектов.
Тема 2. Работа над
проектом (3 ч)
Работа над проектом. Что такое
проектный продукт? Требования к
целям
и
содержанию
проекта.
Планирование
деятельности.
Осуществление
деятельности
по
решению проблемы.
Тема 3.
Информационные
проекты (5 ч)
Информационные
проекты.
Особенности
информационных
проектов. Погружение в проект.
Планирование
деятельности.
Осуществление
деятельности по
решению проблемы.
Оформление
Основные виды деятельности
обучающихся
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Обсуждают
предмет
изучения.
Находят
и
представляют информацию об истории становления
метода проекта. Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают возможности и смыслы проекта. Получают
дополнительную
информацию.
Изучают https://ok.ru/video/9006482798
классификацию проектов. Знакомятся с примерами
проектов. Принимают в составе группы решение по
определению типа проекта, аргументируют свой
выбор.
Определяют требования к целям и содержанию,
структуре, оформлению проекта. Осуществляют https://clck.ru/scy3M
работу над содержанием проекта; обсуждают
календарный план работы над проектом. Выполняют
мини-проект. Демонстрируют: понимание проблемы,
цели, задачи; умение планировать и осуществлять https://clck.ru/scy5U
работу; найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата. Выступают в
качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают
критические замечания на основе установленных
критериев оценивания результатов и процесса.
Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему
проекта с учителем. Получают дополнительную
https://clck.ru/scxyR
информацию.
Определяют
свои
потребности.
Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального
способа достижения цели проекта;
личностное присвоение проблемы. Формулируют цель
результатов:
редактирование,
внешняя
оценка.
(защита) результатов
Тема 4. Ролевые
проекты (15 ч)
обсуждение, проекта. Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию
презентация, и анализ информации; разбивку на группы;
Презентация распределение ролей в группе; планирование работы;
выбор форм и способа презентации предполагаемых
результатов; принятие решения по установлению
критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают
продукт
групповой
или
индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного
этапа работы. Выполняют запланированные действия
самостоятельно, в группе. При необходимости
консультируются с учителем.
Оформляют
проект,
изготавливают
продукт.
Участвуют в коллективном
анализе проекта,
оценивают свою роль, анализируют выполненный
проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят
анализ достижений поставленной цели. Делают
выводы. Выбирают форму презентации. Готовят
презентацию. Осуществляют защиту проекта.
Ролевые проекты. Понятие ролевых Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают
проектов. Выбор темы проекта и тему проекта, предмет
исследования с учителем.
формулировка проблемы. Ролевые Получают дополнительную информацию. Определяют
ситуации, имитирующие, социальные свои потребности. Принимают в составе группы (или
и деловые отношения. Целеполагание. самостоятельно) решение по поводу темы (подтем)
Определение сюжета. Определение проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют:
источников
информации
и анализ ресурсов и поиск оптимального способа
литературы. Установление критериев достижения цели проекта; личностное присвоение
оценки результатов и
процесса. проблемы. Формулируют (индивидуально или в
Распределение задач между членами результате обсуждения в группе)
цель проекта.
группы.
Самостоятельная работа Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и анализ
учащихся
по
задачам
проекта. информации; разбивку на группы; распределение
Промежуточные
обсуждения ролей в группе; планирование работы; выбор формы
полученных данных. Самоанализ и и способа презентации предполагаемых результатов;
https://clck.ru/scxyR
рефлексия. Оформляют портфолио.
Анализ и синтез данных проекта.
Формулировка выводов. Подготовка
презентационных
материалов.
Подготовка публичного выступления.
Защита проекта.
Тема 5.
Прикладные
проекты (6 ч)
Прикладные проекты. Выбор темы
проекта и формулировка проблемы.
Исследование проблемы. Развитие и
отбор идей. Разработка технического
решения.
Экономическая
оценка
проектируемого
изделия.
Экологическая
оценка.
Конструирование
изделия.
Оформление проекта. Оценка качества
принятие решения по установлению критериев
оценивания результатов и процесса. Продумывают
продукт
групповой
и/или
индивидуальной
деятельности на данном этапе. Проводят оценку
(самооценку) результатов данного этапа работы.
Выполняют
запланированные
действия
самостоятельно,
в
группе.
Осуществляют
промежуточные обсуждения полученных данных в
группах.
Оценивают
результативность
и
успешность
найденного решения проблемы. Оформляют проект.
Участвуют в коллективном анализе проекта,
оценивают свою роль, анализируют проект, выясняют
причины
успехов,
неудач.
Проводят
анализ
достижений поставленной цели. Делают выводы.
Выбирают
форму
презентации.
Продолжают
оформлять
портфолио.
Проводят
анализ
презентационных материалов. Выбирают форму
презентации.
Проводят
анализ
публичных
выступлений.
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей. Задают вопросы и
высказывают критические замечания (при защите
других групп \ учащихся) на основе установленных
критериев оценивания результатов и процесса.
Осознают цель, воспринимают базовые данные,
уточняют информацию, обсуждают задание. Работают https://clck.ru/scxzg
с художественной литературой и периодической
печатью, сетью Интернет. Собирают информацию по
своему проекту, переосмысливают ее. Фиксируют все
интересные идеи, эскизы, рисунки, пометки.
Оценивают свои возможности, знания и умения для
реализации идеи. Оценивают время для
решения проблемы, материалы, их стоимость,
Конференция (2 ч)
реализации
проекта.
Анализ внешний
вид
изделия.
Выбирают
наиболее
результатов выполнения проектов.
оптимальный вариант с точки зрения экономного
расходования материалов, экологичности, технологии
изготовления. В эскизной форме вырабатывают
размеры
и
форму
изделия,
руководствуясь
требованиями, и производят предварительную оценку.
Оценивают воздействие выполняемой работы на
окружающую среду и здоровье людей. Выявляют
способы и условия, при которых возможны нанесения
ущерба
окружающей
среды.
Оформляют
конструкторскую
документацию
на
основе
разработанных
идей. Находят информацию,
необходимую для практического исполнения изделия.
Составляют технологическую карту, содержащую
описание технологического процесса изготовления по
всем операциям отдельного вида работ, выполняемых
в технологической последовательности по данной
операции и указанием данных по оборудованию,
оснащению.
Описывают все этапы проектирования, сложности,
встречавшиеся на пути
реализации проекта,
используемую литературу. Пожелания и предложения
тем, кто в дальнейшем буду заниматься данной темой
проекта. Осуществляют оценку качества продукта по
критериям. Делятся своим опытом и тем, что
получилось. Участвуют в коллективном анализе
проекта, формулируют выводы. Готовят оценочные
таблицы.
Конференция.
Оценка
проекта Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы
учащимися
Оценка
проекта слушателей. Демонстрируют: понимание проблемы,
педагогами.
цели и задач; умение планировать и осуществлять
работу; найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата. Выступают в
качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают
критические замечания (при презентации других групп
\ учащихся) на основе установленных критериев
оценивания результатов и процесса. Участвуют в
обсуждении анализа результатов работы. Анализируют
и оценивают свою работу над проектом, отвечая на
вопросы учащихся. Участвуют в обсуждении анализа
результатов работы. Анализируют и оценивают свою
работу над проектом, отвечая на вопросы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
Электронные
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности
(цифровые)
обучающихся
образовательные
ресурсы
Тема 1. Введение в
проектноисследовательскую
деятельность (4 ч)
Открытия и изобретения в нашей жизни. Мир
взрослых как мир, построенный на проектах и
исследованиях.
Суть
проектноисследовательской деятельности - решение
актуальной
исследовательской
или
практической
проблемы,
с
которой
сталкиваются люди; возможность получить
новое знание или создать новый продукт,
который поможет решить эту проблему Два
вида
проектно-исследовательской
деятельности: деятельность, направленная на
получение нового знания (исследование), и
деятельность, направленная на создание нового
практического продукта (проект). Признаки
проектно-исследовательской
деятельности школьников: направленность на
решение
сложной
практической
или
исследовательской проблемы, требующей
совершения поэтапных действий; предложение
нового решения этой проблемы; получение
результата
в
виде
нового
или
усовершенствованного продукта / нового
дополненного знания, помогающего решить
эту проблему; сложность или невозможность
Знакомство
с
основами
проектноисследовательской деятельности Обсуждение
ее роли в жизни человека и общества.
Знакомятся с примерами исследовательских
проблем, высказывают собственные позиции
по актуальным проблемам, которые могут быть
решены
в
рамках
исследовательской
деятельности.
Знакомство
с проектами
различных видов. Участвуют в мозговом
штурме по выдвижению идей конкретных
проектов по каждому из предложенных
педагогом
видов.
Аргументируют
необходимость и возможность их решения
оригинальным
способом.
Согласовывают
направления проектной или исследовательской
деятельности с педагогом.
https://clck.ru/scy7J
Тема 2. Общий
замысел проектноисследовательской
работы (6 ч)
Тема 3.
Реализация
замысла проектноисследовательской
работы (14 ч)
предопределения результата
Этапы
работы
над
проектом
или
исследованием: выбор темы, обоснование
актуальности выбранной темы, формулировка
цели и задач, разработка гипотезы для
исследовательских работ) или описание
предполагаемых
свойств
создаваемого
продукта, решение поставленных задач,
формулирование выводов о полученных
результатах, итоговое оформление текста с
описанием проведенного исследования или
реализованного проекта, защита работы .
Выбор темы проектной или исследовательской
работы. Требования к выбираемой теме
будущего
исследования
или
проекта.
Аргументация актуальности работы как
важный социальный навык. Обоснование
актуальности
исследовательской
или
проектной работы. Цель как идеальный,
мысленно
представленный
результат
исследовательской или проектной работы.
Требования к цели. Задачи исследовательской и
проектной
работы.
Гипотеза
в
исследовательской работе и модель описания
создаваемого продукта в проектной работе.
Исследовательская и проектная работа как
поэтапное решение поставленных задач и
описание сделанного. Общий план работы:
поэтапная
самостоятельная
работа
над
решением поставленных задач; совместный
анализ во время индивидуальных консультаций
с педагогом той части работы
Знакомятся
с
правилами
выбора
и
формулировки темы исследования или проекта.
Работа в группах (метод мозгового штурма).
Формулируют темы на основе предложенных
исследовательских или практических проблем.
Обсуждение
первоначального
замысла
реализации проекта или исследования.
Знакомство
с
правилами
обоснования
актуальности работы
Участие в деловой игре: придумывание тем
проектов и исследований для группы-партнера
и определение адресата и обоснование
актуальности тем, придуманных группойпартнером
Знакомство с правилами и примерами
постановки
цели,
задач,
разработки
исследовательской гипотезы или описания
предполагаемых
свойств
создаваемого
продукта.
https://clck.ru/scy7J
Знакомство с основными этапами реализации
замысла проектной или исследовательской
https://clck.ru/scy3M
работы
Практикум по составлению опросника для
определения потребностей целевой аудитории https://clck.ru/scy5u
Практикум получения обратной связи от
аудитории
Тема 4.
Оформление итогов
проектноисследовательской
работы (10 ч)
школьника, которая была выполнена им на
каждом этапе; разбор успехов и неудач
школьника.
Инструменты
изучения
проблемных зон. Опросы как инструменты
конкретизации
проблемы
Составление
опросников. Открытые и закрытые опросы.
Способы обработки полученных данных.
Обзор литературы и анализ литературы:
отличие одного от другого. Способы
реализации проекта. Методы проведения
исследования. Авторский путь реализации
задуманного проекта.
Знакомство с жанром анализа научной
литературы.
Практикум:
оформление
цитирований и ссылок на использованную
литературу в рамках предложенных педагогом
кейсов. Создание карты дедлайнов по проекту.
Учебное упражнение на расстановку сил в
проектной группе в зависимости от личностных
особенностей каждого участника. Знакомство с
наиболее
распространенными
методами
исследования
Обсуждение
вопроса
о
применимости того или иного метода в
собственной работе. Знакомство с основными
этапами
реализации
проекта
и
их
особенностями.
Составление
списка
требуемого оборудования для реализации
учебного проекта, Участие в работе малых
групп по моделированию чрезвычайных
обстоятельств и проверке на прочность проекта.
Знакомство с особенностями исследований.
Дискуссия о возможных причинах сложностей
в объективном исследовании.
Анализ сделанного (групповое обсуждение).
Описание
проделанной
проектной
или
исследовательской
работы
как
способ
самоанализа и возможность передать другим
людям свои опыт и знание Структура и правила
оформления текста описания проектной или
исследовательской работы. Защита проектной
или
исследовательской
работы
как
возможность приобрести полезный
навык публичного выступления, отстаивания и
Поочередные выступления с самоанализом
проделанной работы, групповое обсуждение
каждой работы. Знакомство с правилами
оформления итогового текста проектной или
исследовательской работы. Дискуссия в группе
на тему «Есть ли польза от публичной защиты
проектно-исследовательской работы для ее
автора?» Практикум по использованию
доступных компьютерных программ для
создания
презентаций.
Выступление
с
https://clck.ru/scy6b
продвижения
собственных
идей. докладом об основных идеях и результатах
Мультимедийное сопровождение защиты, своей проектной Ответы на вопросы. Участие в
правила
создания
мультимедийной дискуссиях по выступлениям других авторов.
презентации в доступных компьютерных
программах. Правила и секреты публичного
выступления. Критерии оценки проектноисследовательской
работы.
Научнопрактическая
конференция
школьников.
Подведение итогов конференции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
Электронные
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности
(цифровые)
обучающихся
образовательные
ресурсы
Тема 1. Введение в
проектноисследовательскую
деятельность (4 ч)
Открытия и изобретения в нашей жизни. Мир
взрослых как мир, построенный на проектах и
исследованиях.
Суть
проектноисследовательской деятельности - решение
актуальной
исследовательской
или
практической
проблемы,
с
которой
сталкиваются люди; возможность получить
новое знание или создать новый продукт,
который поможет решить эту проблему Два
Знакомство
с
основами
проектноисследовательской деятельности Обсуждение
ее роли в жизни человека и общества.
Знакомятся с примерами исследовательских
проблем, высказывают собственные позиции
по актуальным проблемам, которые могут быть
решены
в
рамках
исследовательской
деятельности.
Знакомство с проектами
различных видов. Участвуют в мозговом
https://clck.ru/scy7J
Тема 2. Общий
замысел проектноисследовательской
работы (6 ч)
вида
проектно-исследовательской
деятельности: деятельность, направленная на
получение нового знания (исследование), и
деятельность, направленная на создание нового
практического продукта (проект). Признаки
проектно-исследовательской
деятельности школьников: направленность на
решение
сложной
практической
или
исследовательской проблемы, требующей
совершения поэтапных действий; предложение
нового решения этой проблемы; получение
результата
в
виде
нового
или
усовершенствованного продукта / нового
дополненного знания, помогающего решить эту
проблему; сложность или невозможность
предопределения результата
Этапы
работы
над
проектом
или
исследованием: выбор темы, обоснование
актуальности выбранной темы, формулировка
цели и задач, разработка гипотезы для
исследовательских работ) или описание
предполагаемых
свойств
создаваемого
продукта, решение поставленных задач,
формулирование выводов о полученных
результатах, итоговое оформление текста с
описанием проведенного исследования или
реализованного проекта, защита работы .
Выбор темы проектной или исследовательской
работы. Требования к выбираемой теме
будущего
исследования
или
проекта.
Аргументация актуальности работы как
важный социальный навык. Обоснование
штурме по выдвижению идей конкретных
проектов по каждому из предложенных
педагогом
видов.
Аргументируют
необходимость и возможность их решения
оригинальным
способом.
Согласовывают
направления проектной или исследовательской
деятельности с педагогом.
Знакомятся
с
правилами
выбора
и
формулировки темы исследования или проекта.
Работа в группах (метод мозгового штурма).
Формулируют темы на основе предложенных
исследовательских или практических проблем.
Обсуждение
первоначального
замысла
реализации проекта или исследования.
Знакомство
с
правилами
обоснования
актуальности работы
Участие в деловой игре: придумывание тем
проектов и исследований для группы-партнера
и определение адресата и обоснование
актуальности тем, придуманных группойпартнером
Знакомство с правилами и примерами
https://clck.ru/scy7J
Тема 3.
Реализация
замысла проектноисследовательской
работы (14 ч)
актуальности
исследовательской
или
проектной работы. Цель как идеальный,
мысленно
представленный
результат
исследовательской или проектной работы.
Требования к цели. Задачи исследовательской и
проектной
работы.
Гипотеза
в
исследовательской работе и модель описания
создаваемого продукта в проектной работе.
Исследовательская и проектная работа как
поэтапное решение поставленных задач и
описание сделанного. Общий план работы:
поэтапная
самостоятельная
работа
над
решением поставленных задач; совместный
анализ во время индивидуальных консультаций
с педагогом той части работы школьника,
которая была выполнена им на каждом этапе;
разбор успехов и неудач школьника.
Инструменты
изучения
проблемных зон. Опросы как инструменты
конкретизации
проблемы
Составление
опросников. Открытые и закрытые опросы.
Способы обработки полученных данных.
Обзор литературы и анализ литературы:
отличие одного от другого. Способы
реализации проекта. Методы проведения
исследования. Авторский путь реализации
задуманного проекта.
постановки
цели,
задач,
разработки
исследовательской гипотезы или описания
предполагаемых
свойств
создаваемого
продукта.
Знакомство с основными этапами реализации
замысла проектной или исследовательской
https://clck.ru/scy3M
работы
Практикум по составлению опросника для
определения потребностей целевой аудитории https://clck.ru/scy5u
Практикум получения обратной связи от
аудитории
Знакомство с жанром анализа научной
литературы.
Практикум:
оформление
цитирований и ссылок на использованную
литературу в рамках предложенных педагогом
кейсов. Создание карты дедлайнов по проекту.
Учебное упражнение на расстановку сил в
проектной группе в зависимости от личностных
особенностей каждого участника. Знакомство с
наиболее
распространенными
методами
исследования
Обсуждение
вопроса
о
применимости того или иного метода в
собственной работе. Знакомство с основными
этапами
реализации
проекта
и
их
особенностями.
Составление
списка
требуемого оборудования для реализации
учебного проекта, Участие в работе малых
групп по моделированию чрезвычайных
Тема 4.
Оформление итогов
проектноисследовательской
работы (10 ч)
Анализ сделанного (групповое обсуждение).
Описание
проделанной
проектной
или
исследовательской
работы
как
способ
самоанализа и возможность передать другим
людям свои опыт и знание Структура и правила
оформления текста описания проектной или
исследовательской работы. Защита проектной
или
исследовательской
работы
как
возможность приобрести полезный навык
публичного выступления, отстаивания и
продвижения
собственных
идей.
Мультимедийное сопровождение защиты,
правила
создания
мультимедийной
презентации в доступных компьютерных
программах. Правила и секреты публичного
выступления. Критерии оценки проектноисследовательской
работы.
Научнопрактическая
конференция
школьников.
Подведение итогов конференции.
обстоятельств и проверке на прочность
проекта.
Знакомство с особенностями исследований.
Дискуссия о возможных причинах сложностей
в объективном исследовании.
Поочередные выступления с самоанализом
проделанной работы, групповое обсуждение
каждой работы. Знакомство с правилами
оформления итогового текста проектной или
исследовательской работы. Дискуссия в группе
на тему «Есть ли польза от публичной защиты
проектно-исследовательской работы для ее
автора?» Практикум по использованию
доступных компьютерных программ для
создания
презентаций.
Выступление
с
докладом об основных идеях и результатах
своей проектной Ответы на вопросы. Участие в
дискуссиях по выступлениям других авторов.
https://clck.ru/scy6b
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
п/п
Сроки
проведения
Тема урока
Кол-во
часов
Виды деятельности
Форма организации
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Тема 1. Введение в проектную деятельность (3ч)
1.
1 неделя
2.
2 неделя
3.
3 неделя
Что
такое
метод
проектов?
Возможности и смыслы
проекта
Классификация
проектов
0,5
0,5
0,5
Находят
и
представляют
информацию
об
истории Аудиторное занятие
становления
метода
проекта. в форме беседы
Обсуждают возможности и смыслы
проекта. Изучают классификацию
проектов. Знакомятся с примерами
проектов.
https://ok.ru/video/9006482798
Тема 2. Работа над проектом (3ч)
4.
5.
6.
4 неделя
5 неделя
6 неделя
Что такое проектный
продукт
0,5
Планирование
деятельности
0,5
Осуществление
деятельности
по
решению проблемы
0,5
Определяют требования к целям и
содержанию,
структуре,
оформлению проекта.
Осуществляют
работу
над
содержанием проекта; обсуждают
календарный план работы над
проектом. Выполняют мини-проект.
Демонстрируют
понимание
проблемы, цели, задачи, умение
планировать и осуществлять работу;
найденного способа
решения
проблемы; рефлексию деятельности
и результата.
Аудиторное занятие
в
форме
презентации
Аудиторное занятие
в форме деловой
игры
Аудиторное занятиепрактикум
Тема 3. Информационные проекты (5ч)
Погружение в проект
7.
7 неделя
0,5
Осуществляют
вживание
в
ситуацию. Обсуждают тему проекта Аудиторное занятиес
учителем.
Получают практикум
дополнительную
информацию.
https://clck.ru/scy3M
https://clck.ru/scy5U
8.
9.
10.
Планирование
деятельности
0,5
Осуществление
деятельности
по
решению проблемы
0,5
Оформление
результатов
0,5
8 неделя
9 неделя
10 неделя
Презентация
результатов
11.
(защита)
0,5
11 неделя
Определяют свои потребности.
Осуществляют: анализ ресурсов и
поиск оптимального
способа достижения цели проекта;
личностное присвоение проблемы.
Формулируют цель проекта
Осуществляют:
поиск,
сбор,
систематизацию
и
анализ
информации; разбивку на группы;
распределение ролей в группе;
планирование работы
Выбирают
форму
и
способ
презентации
предполагаемых
результатов; принимают решения по
установлению
критериев
оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой
или индивидуальной деятельности
на данном этапе
Оформляют проект, изготавливают
продукт. Участвуют в коллективном
анализе проекта, оценивают свою
роль.
Осуществляют защиту проекта.
Анализируют выполненный
проект, выясняют причины успехов,
неудач. Проводят анализ
достижений поставленной цели.
https://clck.ru/scxyR
Аудиторное занятиепрактикум
Аудиторное занятиепрактикум
Аудиторное занятие
в форме
презентации
Тема 4. Ролевые проекты (15ч)
12.
12 неделя
Выбор темы проекта и
формулировка
проблемы
0,5
Обсуждают тему проекта, предмет
исследования с учителем. Получают
дополнительную
информацию.
Определяют свои потребности.
Аудиторное занятиепрактикум
13.
14.
15.
0,5
Формулируют (индивидуально или Аудиторное занятиев результате обсуждения в группе) практикум
цель проекта.
Определение сюжета
0,5
Аудиторное занятиепрактикум
Определение
источников
информации
и
литературы
Установление
критериев
оценки
результатов и процесса
0,5
Осуществляют:
поиск,
сбор,
систематизацию
и
анализ
информации; разбивку на группы,
Осуществляют анализ ресурсов и
поиск
оптимального
способа
достижения цели проекта.
Аудиторное занятиеhttps://clck.ru/scxyR
практикум
Распределение
задач
между членами группы
0,5
Осуществляют принятие решения
по
установлению
критериев
оценивания результатов и процесса.
Осуществляют распределение ролей
в группе
Самостоятельная
работа
учащихся по
задачам проекта
0,5
0,5
Оценивают
результативность
и
успешность найденного решения
проблемы
Проводят
анализ
достижений
поставленной цели. Делают выводы.
Аудиторное занятиепрактикум
Выбирают
форму
презентации.
Проводят анализ презентационных
Аудиторное занятиепрактикум
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16.
16 неделя
17.
17 неделя
18.
Целеполагание
18 неделя
0,5
19.
19 неделя
20.
20 неделя
Промежуточные
обсуждения
полученных данных
Самоанализ
рефлексия
21.
21 неделя
Оформление
портфолио
0,5
0,5
22.
22 неделя
Анализ
и
синтез
данных проекта
23.
23 неделя
Формулирование
выводов
0,5
24.
24 неделя
Подготовка
презентационных
0,5
и
0,5
Аудиторное занятиепрактикум
Аудиторное занятиепрактикум
Выполняют
запланированные Аудиторное занятиедействия самостоятельно, в группе. практикум
При
необходимости
консультируются с учителем.
Осуществляют
промежуточные Аудиторное занятиепрактикум
обсуждения полученных данных в
группах.
Проводят
оценку
(самооценку) Аудиторное занятиерезультатов данного этапа работы
практикум
Продолжают оформлять портфолио. Аудиторное занятиепрактикум
Аудиторное занятиепрактикум
материалов
25.
25 неделя
26.
26 неделя
материалов.
Подготовка публичного
выступления
0,5
Защита проекта
0,5
Проводят подготовку и
публичных выступлений.
анализ Аудиторное занятиепрактикум
Осуществляют защиту проекта. Конференция
Отвечают на вопросы слушателей.
Тема 5. Прикладные проекты (6ч)
27.
28.
29.
27 неделя
28 неделя
29 неделя
Выбор темы проекта и
формулировка
проблемы.
Исследование
проблемы.
0,5
Развитие и отбор идей.
Разработка
технического решения.
Экономическая оценка
проецируемого
изделия. Экологическая
оценка
0,5
Оформление проекта
30.
30-31
неделя
0,5
1
Осознают
цель,
воспринимают
базовые
данные,
уточняют
информацию, обсуждают задание.
Работают
с
художественной
литературой
и
периодической
печатью, сетью Интернет. Собирают
информацию по своему проекту,
переосмысливают ее. Фиксируют
все интересные идеи, эскизы,
рисунки, пометки.
Оценивают
свои
возможности,
знания и умения для реализации
идеи.
Выбирают наиболее оптимальный
вариант с точки зрения экономного
расходования
материалов,
экологичности,
технологии
изготовления.
Оформляют
конструкторскую
документацию
на
основе
разработанных идей. Составляют
технологическую
карту,
содержащую описание
технологического
процесса
изготовления по всем операциям
отдельного
вида
работ,
выполняемых в технологической
последовательности
по
данной
Аудиторное занятие
в форме
разработки проекта
Аудиторное занятиепрактикум
Аудиторное занятиепрактикум
Аудиторное занятиепрактикум
https://clck.ru/scxzg
31.
32 неделя
Оценка
качества
реализации
проекта.
Анализ
результатов
выполнения проекта.
0,5
операции и указанием данных по
оборудованию, оснащению.
Осуществляют оценку качества Аудиторное занятиепродукта по критериям. Делятся практикум
своим опытом и тем, что получилось.
Участвуют
в
коллективном анализе проекта,
формулируют выводы.
Конференция (2ч)
32.
33 неделя
33.
34 неделя
Оценка
учащимися
Оценка
педагогами.
проекта
0,5
проекта
0,5
Осуществляют защиту проекта. Защита проекта
Отвечают на вопросы слушателей
Участвуют в коллективном анализе Аудиторное занятие
проекта, формулируют выводы.
в форме беседы
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
п/п
Сроки
проведения
Тема урока
Кол-во
часов
Виды деятельности
Форма организации
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Тема 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность (4 ч)
1.
2.
1 неделя
2 неделя
На пороге интересных
открытий
1
Возможные
направления
исследовательской
деятельности
1
Знакомство с основами проектно- Беседа
исследовательской
деятельности
Обсуждение ее роли в жизни
человека и общества
Знакомство
с
примерами Деловая игра
исследовательских проблем,
высказывают собственные позиции
по актуальным проблемам, которые
могут быть решены в рамках
исследовательской деятельности
https://maminsite.ru/schoo
l.files/school_projectwork.
html
3.
3 неделя
Возможные
направления
проектной
деятельности
Индивидуальные
консультации
4.
1
Знакомство с проектами различных Мозговой штурм
видов. Участвуют в мозговом штурме
по выдвижению идей конкретных
проектов
по
каждому
из
предложенных педагогом видов.
1
Вопросы школьника педагогу по
поводу выбора направления проекта.
Описывают
конкретные
практические
или
исследовательские
проблемы,
требующих
решения.
Аргументируют необходимость и
возможность
их
решения
оригинальным
способом.
Согласовывают
направления
проектной или исследовательской
деятельности с педагогом.
4 неделя
Консультации
Тема 2. Общий замысел проектно-исследовательской работы (6 ч)
Формулирование
темы работы
5.
5 неделя
1
Знакомятся с правилами выбора и Дискуссия,
формулировки темы исследования мозговой штурм
или проекта. Работа в группах (метод
мозгового штурма). Формулируют
темы на основе предложенных
исследовательских или практических
проблем.
Индивидуальные
консультации
6.
7.
8.
9.
1
6 неделя
Обоснование
актуальности проекта
1
Индивидуальные
консультации
1
Постановка цели, задач
и разработка
исследовательской
гипотезы или описание
свойств создаваемого
продукта
1
7 неделя
8 неделя
9 неделя
Вопросы школьника педагогу на
понимание или уточнение отдельных
аспектов выбора темы проекта или
исследования
Формулирование
школьником нескольких вариантов
темы
своего
проекта
или
исследования.
Их
обоснование.
Согласование темы проектной или
исследовательской
работы
с
педагогом.
Обсуждение
первоначального замысла реализации
проекта или исследования.
Знакомство с правилами обоснования
актуальности работы
Участие
в
деловой
игре:
придумывание тем проектов и
исследований для группы-партнера и
определение адресата и обоснование
актуальности тем, придуманных
группой-партнером
Вопросы школьника педагогу - на
понимание или уточнение отдельных
аспектов обоснования актуальности
своей работы Беседа с педагогом по
вопросам обоснования актуальности
Продолжение обсуждения с замысла
реализации проекта или исследования.
Знакомство с правилами и примерами
постановки цели, задач, разработки
исследовательской
гипотезы
или
описания
предполагаемых
свойств
создаваемого продукта.
Беседа
https://pptonline.org/302910
https://uchitelya.com/litera
tura/45944-prezentaciyatrebovaniya-k-vyboru-iformulirovke-temy.html
Деловая игра
Консультации
Практикум
Индивидуальные
консультации
10.
1
10 неделя
Вопросы школьника педагогу - на
понимание
или
уточнение
отдельных аспектов целеполагания,
определения
задач,
гипотезы
предполагаемых
свойств
создаваемого
продукта.
Формулирование цели, задач и
гипотезы предполагаемых свойств
создаваемого продукта проекта Их
обоснование.
Обсуждение
с
педагогом первых шагов реализации
проекта.
Консультации
Тема 3. Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч)
11.
12.
13.
Этапы и общая схема
работы над основной
частью проекта и
исследования
1
Индивидуальные
консультации
1
Изучение целевой
аудитории проекта
1
11 неделя
12 неделя
13 неделя
Знакомство с основными этапами Практикум
реализации замысла проектной или
исследовательской работы Вопросы
школьника педагогу о предстоящем
самостоятельном периоде работы над
проектом режиме консультаций,
Согласование сроков предоставления
работ, очередности и времени
консультаций
Вопросы школьника педагогу - на Консультации
понимание
или
уточнение
отдельных аспектов реализуемых
ими проектов. Высказывание и
аргументация
своих
идей,
затруднений, сомнений, связанных с
работой. Согласование позиций.
Практикум
по
составлению Практикум
опросника
для
определения
потребностей целевой аудитории
Практикум получения обратной связи
от аудитории
Индивидуальные
консультации
14.
15.
16.
17.
1
14 неделя
15 неделя
Изучение научной
литературы по
проблеме исследования
1
Индивидуальные
консультации
1
Способы реализации
проекта
1
Индивидуальные
консультации
1
Исследовательские
методы проекта
1
16 неделя
17 неделя
18.
18 неделя
19.
19 неделя
Вопросы школьника педагогу - на
понимание или уточнение отдельных
аспектов реализуемых ими проектов
Высказывание и аргументация своих
идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с работой.
Знакомство с жанром анализа
научной литературы. Практикум:
оформление цитирований и ссылок на
использованную литературу в рамках
предложенных педагогом кейсов.
Вопросы школьника педагогу - на
понимание или уточнение отдельных
аспектов
реализуемых
ими
исследований
Высказывание
и
аргументация
своих
идей,
затруднений, сомнений, связанных с
работой. Согласование позиций.
Создание карты дедлайнов по
проекту. Учебное упражнение на
расстановку сил в проектной
группе в зависимости от личностных
особенностей каждого участника.
Вопросы школьника педагогу - на
понимание или уточнение отдельных
аспектов реализуемых ими проектов
Высказывание и аргументация своих
идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с работой. Согласование
позиций.
Знакомство
с
наиболее
распространенными
методами
исследования Обсуждение вопроса о
применимости того или иного метода
в собственной работе.
Консультации
https://znaika.ru/catalog/5klass/trud/Proektnayadeyatelnost.-Osnovnyeetapy-proekta
Практикум
Консультации
Практикум
Консультации
Практикум
20.
21.
22.
23.
24.
Индивидуальные
консультации
1
Основные
этапы
реализации проекта
и их особенности
1
Индивидуальные
консультации
1
Описание
изучаемого
объекта или
явления
Индивидуальные
консультации
1
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
1
Вопросы школьника педагогу - на
понимание или уточнение отдельных
аспектов
реализуемых
ими
исследований.
Высказывание
и
аргументация
своих
идей,
затруднений, сомнений, связанных с
работой. Согласование позиций.
Знакомство с основными этапами
реализации
проекта
и
их
особенностями. Составление списка
требуемого
оборудования
для
реализации учебного проекта,
Участие в работе малых групп по
моделированию
чрезвычайных
обстоятельств
и
проверке
на
прочность проекта.
Вопросы школьника к педагогу - на
понимание или уточнение отдельных
аспектов реализуемых ими проектов.
Высказывание и аргументация своих
идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с работой. Согласование
позиций
Знакомство
с
особенностями
исследований.
Дискуссия
о
возможных причинах сложностей в
объективном исследовании.
Консультации
Практикум
Консультации
Дискуссия
Вопросы школьника к педагогу - на Консультации
понимание или уточнение отдельных
аспектов
реализуемых
ими
исследований.
Высказывание
и
аргументация
своих
идей,
затруднений, сомнений, связанных с
работой. Согласование позиций.
Тема 4. Оформление итогов проектно-исследовательской работы (10 ч)
25.
26.
27.
28.
29.
25-26
неделя
27 неделя
Анализ результатов
реализованных проектов
и исследований
2
Оформление
итогового текста
проектной или
исследовательской
работы
Индивидуальные
консультации
1
Подготовка к
публичной защите
проектноисследовательской
работы
1
Индивидуальные
консультации
2
1
28 неделя
29 неделя
30-31
неделя
Поочередные
выступления
с Беседа
самоанализом проделанной работы,
групповое
обсуждение
каждой
работы.
Знакомство с правилами оформления Практикум
итогового текста проектной или
исследовательской работы
Вопросы школьника к педагогу - на Консультации
понимание или уточнение отдельных
аспектов
оформления
текста
проектной
работы
Получение
обратной связи от педагога, внесение
коррективов
в
текст
работы,
согласование итогового варианта.
Дискуссия в группе на тему «Есть ли Практикум
польза от публичной защиты
проектно-исследовательской работы
для ее автора?» Практикум по
использованию
доступных
компьютерных
программ
для
создания презентаций.
Вопросы школьника педагогу – на Консультации
понимание или уточнение отдельных
аспектов публичной защиты своей
проектной или работы. Возможная
репетиция собственного выступления
на защите. Получение обратной связи
от педагога, внесение коррективов в
текст выступления и/или слайды
презентации,
согласование
итогового варианта
выступления.
https://pptonline.org/667021
30.
32-34
неделя
Научно-практическая
конференция
школьников
3
Выступление
с
докладом
об Защита проектов
основных идеях и результатах своей
проектной Ответы на вопросы.
Участие
в
дискуссиях
по
выступлениям других авторов.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№
п/п
Сроки
проведения
Тема урока
Кол-во
часов
Виды деятельности
Форма организации
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Тема 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность (4 ч)
1.
2.
3.
1 неделя
2 неделя
3 неделя
На пороге интересных
открытий
0,5
Возможные
направления
исследовательской
деятельности
0,5
Возможные
направления
проектной
деятельности
Индивидуальные
консультации
4.
4 неделя
0,5
0,5
Знакомство с основами проектно- Беседа
исследовательской
деятельности
Обсуждение ее роли в жизни
человека и общества
Знакомятся
с
примерами Деловая игра
исследовательских
проблем,
высказывают собственные позиции
по актуальным проблемам, которые
могут быть решены в рамках
исследовательской деятельности
Знакомство с проектами различных Мозговой штурм
видов. Участвуют в мозговом штурме
по выдвижению идей конкретных
проектов
по
каждому
из
предложенных педагогом видов.
Вопросы школьника педагогу по
поводу выбора направления проекта.
Описывают
конкретные
практические
проблемы,
требующих
решения.
Аргументируют необходимость и
возможность
их
решения
Консультации
https://maminsite.ru/schoo
l.files/school_projectwork.
html
оригинальным
способом.
Согласовывают
направления
проектной или исследовательской
деятельности с педагогом.
Тема 2. Общий замысел проектно-исследовательской работы (6 ч)
Формулирование
темы работы
5.
5 неделя
Индивидуальные
консультации
6.
7.
8.
0,5
0,5
6 неделя
Обоснование
актуальности проекта
0,5
Индивидуальные
консультации
0,5
7 неделя
8 неделя
Знакомятся с правилами выбора и
формулировки темы исследования
или проекта. Работа в группах (метод
мозгового штурма). Формулируют
темы на основе предложенных
исследовательских или практических
проблем.
Вопросы школьника педагогу на
понимание или уточнение отдельных
аспектов выбора темы проекта или
исследования
Формулирование
школьником нескольких вариантов
темы
своего
проекта
или
исследования.
Их
обоснование.
Согласование темы проектной или
исследовательской
работы
с
педагогом.
Обсуждение
первоначального замысла реализации
проекта или исследования.
Знакомство с правилами обоснования
актуальности работы
Участие
в
деловой
игре:
придумывание тем проектов и
исследований для группы-партнера и
определение адресата и обоснование
актуальности тем, придуманных
группой-партнером
Вопросы школьника педагогу - на
понимание или уточнение отдельных
аспектов обоснования актуальности
своей работы Беседа с педагогом по
Дискуссия,
мозговой штурм
Беседа
https://pptonline.org/302910
Деловая игра
Консультации
https://uchitelya.com/litera
tura/45944-prezentaciyatrebovaniya-k-vyboru-iformulirovke-temy.html
9.
10.
9 неделя
Постановка цели, задач
и разработка
исследовательской
гипотезы или описание
свойств создаваемого
продукта
Индивидуальные
консультации
0,5
0,5
вопросам обоснования актуальности
Продолжение обсуждения с замысла
реализации проекта или исследования.
Знакомство с правилами и примерами Практикум
постановки цели, задач, разработки
исследовательской
гипотезы
или
описания
предполагаемых
свойств
создаваемого продукта.
Вопросы школьника педагогу - на Консультации
понимание
или
уточнение
отдельных аспектов целеполагания,
определения
задач,
гипотезы
предполагаемых
свойств
создаваемого
продукта.
Формулирование цели, задач и
гипотезы предполагаемых свойств
создаваемого продукта проекта Их
обоснование.
Обсуждение
с
педагогом первых шагов реализации
проекта.
10 неделя
Тема 3. Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч)
11.
12.
Этапы и общая схема
работы над основной
частью проекта и
исследования
0,5
Индивидуальные
консультации
0,5
11 неделя
12 неделя
Знакомство с основными этапами Практикум
реализации замысла проектной или
исследовательской работы Вопросы
школьника педагогу о предстоящем
самостоятельном периоде работы над
проектом режиме консультаций,
Согласование сроков предоставления
работ, очередности и времени
консультаций
Вопросы школьника педагогу - на Консультации
понимание
или
уточнение
отдельных аспектов реализуемых
ими проектов. Высказывание и
https://xn-e1aaoafoaddbjc3a8f.xn-p1ai/
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Изучение целевой
аудитории проекта
0,5
Индивидуальные
консультации
0,5
Изучение научной
литературы по
проблеме исследования
0,5
Индивидуальные
консультации
0,5
Способы реализации
проекта
0,5
Индивидуальные
консультации
0,5
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
аргументация
своих
идей,
затруднений, сомнений, связанных с
работой. Согласование позиций.
Практикум
по
составлению Практикум
опросника
для
определения
потребностей целевой аудитории
Практикум получения обратной связи
от аудитории
Вопросы школьника педагогу - на Консультации
понимание или уточнение отдельных
аспектов реализуемых ими проектов
Высказывание и аргументация своих
идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с работой.
Знакомство с жанром анализа Практикум
научной литературы. Практикум:
оформление цитирований и ссылок на
использованную литературу в рамках
предложенных педагогом кейсов.
Вопросы школьника педагогу - на Консультации
понимание или уточнение отдельных
аспектов
реализуемых
ими
исследований
Высказывание
и
аргументация
своих
идей,
затруднений, сомнений, связанных с
работой. Согласование позиций.
Создание карты дедлайнов по Практикум
проекту. Учебное упражнение на
расстановку сил в проектной
группе в зависимости от личностных
особенностей каждого участника.
Вопросы школьника педагогу - на Консультации
понимание или уточнение отдельных
аспектов реализуемых ими проектов
Высказывание и аргументация своих
идей,
затруднений,
сомнений,
https://znaika.ru/catalog/5klass/trud/Proektnayadeyatelnost.-Osnovnyeetapy-proekta
http://lib.sseu.ru/sites/defa
ult/files/2019/12/pravila_o
formleniya_spiska_literatu
ry_po_gost_2018_na_sayt.
pdf
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Исследовательские
методы проекта
0,5
Индивидуальные
консультации
0,5
Основные
этапы
реализации проекта
и их особенности
0,5
Индивидуальные
консультации
0,5
Описание
изучаемого
объекта или
явления
Индивидуальные
консультации
0,5
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
0,5
связанных с работой. Согласование
позиций.
Знакомство
с
наиболее
распространенными
методами
исследования Обсуждение вопроса о
применимости того или иного метода
в собственной работе.
Вопросы школьника педагогу - на
понимание или уточнение отдельных
аспектов
реализуемых
ими
исследований.
Высказывание
и
аргументация
своих
идей,
затруднений, сомнений, связанных с
работой. Согласование позиций.
Знакомство с основными этапами
реализации
проекта
и
их
особенностями. Составление списка
требуемого
оборудования
для
реализации учебного проекта,
Участие в работе малых групп по
моделированию
чрезвычайных
обстоятельств
и
проверке
на
прочность проекта.
Вопросы школьника к педагогу - на
понимание или уточнение отдельных
аспектов реализуемых ими проектов.
Высказывание и аргументация своих
идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с работой. Согласование
позиций
Знакомство
с
особенностями
исследований.
Дискуссия
о
возможных причинах сложностей в
объективном исследовании.
Беседа
Консультации
Практикум
https://maminsite.ru/schoo
l.files/school_projectwork.
html
Консультации
Дискуссия
Вопросы школьника к педагогу - на Консультации
понимание или уточнение отдельных
аспектов
реализуемых
ими
исследований.
Высказывание
и
аргументация
своих
идей,
затруднений, сомнений, связанных с
работой. Согласование позиций.
Тема 4. Оформление итогов проектно-исследовательской работы (10 ч)
25.
26.
27.
28.
25-26
неделя
27 неделя
Анализ результатов
реализованных проектов
и исследований
Оформление
итогового текста
проектной или
исследовательской
работы
Индивидуальные
консультации
0,5
Подготовка к
публичной защите
проектноисследовательской
работы
0,5
0,5
28 неделя
29 неделя
Индивидуальные
консультации
29.
1
30-31
неделя
1
Поочередные
выступления
с Практикум
самоанализом проделанной работы,
групповое
обсуждение
каждой
работы.
Знакомство с правилами оформления Практикум
итогового текста проектной или
исследовательской работы
Вопросы школьника к педагогу - на Консультации
понимание или уточнение отдельных
аспектов
оформления
текста
проектной
работы
Получение
обратной связи от педагога, внесение
коррективов
в
текст
работы,
согласование итогового варианта.
Дискуссия в группе на тему «Есть ли Практикум
польза от публичной защиты
проектно-исследовательской работы
для ее автора?» Практикум по
использованию
доступных
компьютерных
программ
для
создания презентаций.
Вопросы школьника педагогу – на Консультации
понимание или уточнение отдельных
аспектов публичной защиты своей
проектной или работы. Возможная
репетиция собственного выступления
на защите. Получение обратной связи
от
педагога,
внесение
коррективов в текст выступления
https://pptonline.org/667021
https://xn-e1aaoafoaddbjc3a8f.xn-p1ai/
https://urok.1sept.ru/%D1
%81%D1%82%D0%B0%
D1%82%D1%8C%D0%B
8/614797/
30
32-34
неделя
Научно-практическая
конференция
школьников
1,5
и/или
слайды
презентации,
согласование итогового варианта
выступления.
Выступление
с
докладом
об Защита проектов
основных идеях и результатах своей
проектной Ответы на вопросы.
Участие
в
дискуссиях
по
выступлениям других авторов.