Кибербезопасность 5 класс

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Кибербезопасность» составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей
программы воспитания.
Развитие информационного общества предполагает внедрение информационных
технологий во все сферы жизни, но это означает и появление новых угроз безопасности
– от утечек информации до кибертерроризма. В проекте Концепции стратегии
кибербезопасности Российской Федерации киберпространство определяется как «сфера
деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью
Интернета и других телекоммуникационных сетей и любых форм осуществляемой
посредством их использования человеческой активности (личности, организации,
государства)», а кибербезопасность – как «совокупность условий, при которых все
составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз
и воздействий с нежелательными последствиями». В связи с этим большое значение
приобретает проблема «культуры безопасного поведения в киберпространстве».
При изучении кибербезопасности выделяются следующие:
- обеспечение
различных
сфер
экономики
качественными
информационными технологиями;
- обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства,
индустрии и граждан.
Безопасность в информационном обществе является одним из основных
направлений фундаментальных исследований в области информационных
технологий.
Компьютерные технологии применяются при изучении практически всех
школьных дисциплин уже с младших классов. Киберугрозы существуют везде, где
применяются информационные технологии.
Государство считает необходимым расширение объема преподавания
информационных технологий в общеобразовательных организациях. В качестве
одной из организационных мер в обеспечении кибербезопасности определена
разработка и внедрение в учебный процесс образовательных организаций разного
уровня курса по информационной безопасности, включающего модули по
обеспечению кибербезопасности, либо дополнение имеющихся курсов
упомянутыми модулями. Школьная программа должна соответствовать этим
целям, поэтому представляется актуальным реализация программы внеурочной
деятельности
Цели и задачи курса
Цели курса «Кибербезопасность» — формирование цифровой
компетентности школьников и расширение возможностей полезного,
критичного, ответственного и безопасного использования Интернета.
Данный курс предполагает решение следующих задач:
• расширить у обучающихся диапазон возможностей, связанных
с использованием цифровых технологий;

способствовать осознанию школьниками влияния, которое
цифровые технологии оказывают на их образ жизни;
• расширить
представления обучающихся о возможностях
Интернета как источника информации, инструмента коммуникации
и потребления;
• познакомить обучающихся с возможными онлайн-рисками
(техническими,
контентными,
коммуникационными,
потребительскими и риском интернет-зависимости);
• способствовать
формированию
устойчивых
стратегий
своевременного распознавания онлайн-рисков и безопасного
поведения при столкновении с ними, сформировать навыки
успешного разрешения проблемных ситуаций в Сети, защиты своих
персональных данных и управления ими;
• способствовать формированию у обучающихся адекватного
образа цифровых технологий, предполагающего, с одной стороны,
понимание их позитивной роли в развитии человеческой
цивилизации, а с другой — критическую оценку влияния цифровых
технологий на разные стороны жизнедеятельности человека;
• способствовать
формированию критического мышления,
творческого мышления и креативности, способности к рефлексии,
навыков сотрудничества.
•

Обучающие:
• Сформировать
систему знаний
в сфере
обществознания, информационных технологий и
основ безопасности жизнедеятельности;
• Обучить
элементам системного мышления
использовать
инструменты
активизации
мышления;
• Отработка навыков и умений для безопасного и
полезного
использования
информационных
технологий: сравнение информации, критический
анализ, выделение главных мыслей и грамотное
изложение, а также восприятия и усвоения
информации из сети
«Интернет».
Развивающие:
• Развить интеллектуальные и социальные способности
обучающихся;
• Развить
навыки
сетевого
общения
и
коммуникации в сети «Интернет», поиска и
работы с информацией, обеспечения безопасности
цифровых устройств и аккаунтов и осуществления
сетевых покупок;
• Развить деловые и гражданские качества, такие
как
самостоятельность,
ответственность,
активность и аккуратность;
• Сформировать потребности в самопознании и
саморазвитии.
Воспитательные:
формировать культуру безопасности, ответственного
отношения к вопросам безопасности жизнедеятельности.
I. Общая характеристика курса

Курс

«Кибербезопасность»
структурирован
по
модульному
принципу. Он включает в себя 7 модулей:
• Общие сведения о безопасности ПК и Интернета
• Техника безопасности и экология
• Проблемы Интернет-зависимости
• Методы обеспечения безопасности ПК и
Интернета.
Вирусы
и
антивирусы
• Мошеннические действия в Интернете.
Киберпреступления
• Сетевой этикет. Психология и сеть
• Правовые аспекты защиты киберпространства

II. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса « Кибербезопасность» отводится 0,5
час в неделю в 5 классе (17 часов за год).
III.
Содержание курса учебного предмета
«Кибербезопасность»
Тема 1. Зачем нам нужен Интернет
Создание современного Интернета. Тим
Бернерс Ли. Всемирная паутина. Новые
возможности Интернета в осуществлении
традиционных социально-культурных практик.
Типы
интернет-пользователей.
Проблема
интернет-зависимости.
Сбалансированный
распорядок дня.

Тема 2. Как устроен Интернет
Компьютерная программа. Первая в мире
компьютерная
программа.
Браузер.
Программное обеспечение, софт. Профессия
программист. Техносфера. Виды цифровых
устройств. Три кита Интернета: «железо», софт,
сети. Компьютерные вирусы. Правила защиты
цифрового устройства от компьютерных
вирусов.
Тема 3. Какая бывает информация
Что
такое
информация.
Цифровая
информация. Контент. Ценность информации.
Каналы восприятия информации. Возможности
использования
каналов
восприятия
информации в Интернете. Единицы измерения
цифровой информации. Формы представления
цифровой информации в Интернете.
Тема 4. Как работает поиск в Интернете
Поиск информации. Поисковая система.
Полезные ресурсы в Интернете. Контентные
риски: столкновение с неприятным он- лайнконтентом. Способы защиты от контентных
рисков: настройки безопасного поиска и кнопка
«пожаловаться на контент».
Тема 5. Как люди общаются в Интернете
Сервисы
для
общения
в
Интернете.
Возможности общения в Интернете. Рэй
Томлинсон. Первое в мире электронное
сообщение. Плюсы и минусы цифрового
общения. Правила онлайн-общения.
Тема 6. Как совершать покупки в Интернете

Цифровая
экономика.
Реальные
и
виртуальные товары. Первый в мире интернетмагазин. Критерии надёжности интернетмагазина.
Плюсы
и
минусы
интернетмагазинов.
Баннеры,
реклама.
Правила
безопасности при совершении покупок в
Интернете.
Тема 7. Что такое персональные данные
Общедоступная и персональная информация.
Персональные данные. Виды персональных
данных.
Тема 8. Какие следы мы оставляем в Интернете
Виды персональных данных, выкладываемых
в открытый доступ. Риски размещения
персональной информации в открытом доступе.
Настройки приватности.
Тема 9. Урок в школе будущего
Современные технологии, используемые в
процессе обучения.
IV Планируемые результаты изучения курса:
Предметные:
1. Сформированы

знания
о
безопасном поведении
при
работе с компьютерными
программами, информацией в сети интернет;
2. Сформированы умения соблюдать нормы
информационной этики;
3. Сформированы умения безопасно работать с
информацией, анализировать и обобщать полученную

информацию.
Метапредметные:
1. Развиваются компьютерная грамотность и
информационная
культура личности в
использовании информационных и коммуникационных
технологий;
2. Развиваются умения анализировать и
систематизировать
имеющуюся
информацию;
3. Развиваются
познавательная
и
творческая
активность
в
безопасном
использовании
информационных и коммуникационных технологий.
Личностные:
1. Вырабатывается
сознательное
и
бережное
отношение
к
вопросам
собственной
информационной безопасности;
2. Формируются и
развиваются
нравственные,
этические,
патриотические качества личности;
3. Стимулируется поведение и
деятельность,
направленные
на
соблюдение
информационной
безопасности.
Тематическое планирование 5 класс

Тема

Общ
Кол-во
Кол-во часов
ее
аудиторных практической
колчасов
работы
во
часов

Модуль 1. Цифровой мир и интернетзависимость (2 часа)
Тема 1.
2
1
1
Зачем нам
нужен
Интернет
Модуль 2. Техносфера и технические риски (2
часа)
Тема 2. Как
2
1
1
устроен
Интернет
Модуль 3. Информация и контентные
риски (4 часов)
Тема 3. Какая
2
1
1
бывает
информация
Тема 4. Как
2
1
1
работает поиск в
Интернете
Модуль 4. Общение и коммуникационные
риски (2 часа)
Тема 5. Как
2
1
1
люди общаются
в Интернете
Модуль 5. Цифровая экономика и

потребительские риски (2часа)
Тема 6. Как
2
1
1
совершать
покупки в
Интернете
Модуль 6. Персональные данные (4 часов)
Тема 7. Что
2
1
1
такое персональные данные
Тема 8. Какие
2
1
1
следы мы
оставляем в
Интернете
Модуль 7. Цифровое будущее (1 часа)
Тема 9. Урок в
1
1
1
школе будущего
Итого
17
9
8

Календарно-тематическое планирование
№
урока

1
2

3
4

5
6
7
8

9
10

11
12
13
14
15
16
17

Дата

Тема

Модуль 1. Цифровой мир и интернетзависимость (2 часа)
Зачем нам нужен Интернет
Зачем нам нужен Интернет
Модуль 2. Техносфера и технические риски (2
часа)
Как устроен Интернет
Как устроен Интернет
Модуль 3. Информация и контентные риски (4
часов)
Какая бывает информация
Какая бывает информация
Как работает поиск в Интернете
Как работает поиск в Интернете
Модуль 4. Общение и коммуникационные
риски (2 часа)
Как люди общаются в Интернете
Как люди общаются в Интернете
Модуль 5. Цифровая экономика и
потребительские риски (2часа)
Как совершать покупки в Интернете
Как совершать покупки в Интернете
Модуль 6. Персональные данные (4 часов)
Что такое персональные данные
Что такое персональные данные
Какие следы мы оставляем в Интернете
Какие следы мы оставляем в Интернете
Модуль 7. Цифровое будущее (1 часа)
Урок в школе будущего

Кол- во

1
1

1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

V. Учебно-методическое и материально-технического обеспечения

образовательного процесса
В учебно-методический комплекс для изучения курса
«Кибербезопасность» входят программа, методическое пособие,
учебник, электронная форма учебника для воспроизведения на
электронных устройствах (компьютерах, планшетах, в том числе с
подключением к интерактивной доске) для каждого класса (5–9 классы).
Электронные формы учебников созданы на основе печатных версий
учебников.
Для
полноценной
реализации
курса
имеется
соответствующий аудиторный фонд с оборудованием, позволяющим
реализовывать различные виды деятельности, включая расходные

материалы и канцелярские принадлежности, а также мебель,
компьютерное оснащение, презентационное оборудование. В аудитории
созданы условия для проведения индивидуальной и групповой работы.
Уроки,
требующие
использования
Интернета,
обеспечены
индивидуальными цифровыми устройствами для учащихся в зависимости
от заданий (смартфон, компьютер/ноутбук, планшет, Интерактивная доска,
Многофункциональное устройство, принтер и др. ) и высокоскоростным,
устойчивым доступом к сети Интернет.
Методические материалы
1. Методическое пособие для учителя к учебникам М. С. Цветковой
2. Портал Международного квеста по цифровой грамотности
www.Сетевичок.рф
https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/ordo/ciber%20bezopasnost.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».