Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» для обучающихся 1 - 4 классов школы составлена на основе:
1. Примерной программы исследовательского обучения младших школьников автора А. И. Савенкова. Самара: Издательство
«Учебная литература»;
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Изд. Дом: «Федоров».
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и
направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума,
терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный
подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Кроме того программа строится на основе следующих принципах:
Принцип системности -реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации - уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых - привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской
деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи - каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что
получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет
самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в
общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности
ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип
стимулирования
включает
в
себя
приёмы
поощрения
и
вознаграждения.
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются
взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с
организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию,
опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, и методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной
и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах,
техникумах и т.д.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и
умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные
особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших
школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения
взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как
умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование
информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает
реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут
возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных
задач.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы.
Содержание программы «Юный исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение,
окружающий мир. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами
исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и
уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия
курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между
деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
•
вести устный диалог на заданную тему;
•
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
•
участвовать в работе конференций, чтений.
•
участвовать в работе конференций, чтений.
Место курса «Юный – исследователь» в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Юный – исследователь» в 1-4 классах отводится по 1 часу в неделю. Соответственно
программа рассчитана на 15 часов в 1 классе, 16 часов – во 2-4 классах.
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения курса внеурочной деятельности:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;основы гражданской идентичности личности в форме
осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия позволят учащимся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
•
•
•
•
•
•
Познавательные универсальные учебные действия позволят учащимся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия позволят учащимся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
•
•
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения
формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими
знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять сообщения с элементами проектной деятельности, исследовательскую работу.
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений
1 класс
слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
вести рассказ от начала до конца;
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
2 класс
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
пересказывать подробно и выборочно;
выделять главную мысль на основе анализа текста;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
3 - 4 класс
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
систематизировать учебный план;
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
высказывать содержательно свою мысль, идею;
формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.Планируемые воспитательные результаты реализации программы
Первый уровень результатов
(1 класс)
Предполагает
приобретение
первоклассниками новых знаний,
опыта решения проектных задач
по различным направлениям.
Результат
выражается
в
понимании
детьми
сути
проектной деятельности, умении
поэтапно
решать
проектные
задачи.
Второй уровень результатов
(2-3 класс)
Предполагает позитивное отношение детей к
базовым ценностям общества, в частности к
образованию и самообразованию. Результат
проявляется в активном использовании
школьниками
метода
проектов,
самостоятельном выборе тем (подтем) работы
с элементами проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации и
оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов
(4 класс)
Предполагает
получение
школьниками
самостоятельного социального опыта. Проявляется в
участии школьников в реализации социальных
проектов
по
самостоятельно
выбранному
направлению.
Итоги реализации программы могут быть
представлены через презентации проектов, участие
в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям,
выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция,
консультация, выставка, презентация.
По окончании курса проводится публичная защита проекта, защита исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по
предметной тематике.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
• газета,
• музыкальная подборка,
• альбом,
• наглядные пособия,
• гербарий,
• паспарту,
• журнал,
• плакат,
• книжка-раскладушка,
• план,
• коллаж,
• серия иллюстраций,
• коллекция,
• сказка,
• костюм,
• справочник,
• макет,
• стенгазета,
• модель,
• сувенир-поделка,
•
•
•
•
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия
Содержание курса «Юный исследователь»
1 класс (15 часов)
Тема 1. Что такое проекты.
Тема 2. Что такое проблема.
Тема 3. Как мы познаём мир.
Тема 4 – 5. Школа почемучек.
Тема: 6 – 7. Удивительный вопрос.
Тема: 8 – 9. Источники информации.
Тема: 10 – 11. Любимое число. Игры с числами.
Тема: 12 – 14. Работа с элементами проекта «Алфавит».
Тема: 15. Работа с элементами проекта «Сказки».
2 класс (16 часов)
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования
Тема 6-7. Цели и задачи исследования
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие)
Тема 14-16. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем
3 класс (16 часов)
Тема 1. Исследования, проектные работы и наша жизнь.
Тема 2-3. Как выбрать тему работы с элементами проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
Тема 5-6. Какими могут быть работы с элементами проекта?
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы.
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Тема 16. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
4 класс (16 часов)
Тема 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Тема2-3. Культура мышления.
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование.
1 год обучения
№
Тема занятия
1-2.
Что
такое
исследование?
3-4.
Как
задавать
вопросы?
2 ч.
5-6.
Как
выбрать
тему
исследования?
2 ч.
7.
Учимся
выбирать
дополнительную
литературу
Библиотечное
занятие
«Знакомство
с
информационны
ми
справочниками»
(продолжение
темы «Учимся
выбирать
дополнительную
1 ч.
8-9.
Колво
часов
2 ч.
2 ч.
Характеристика деятельности учащихся
Знакомятся с понятием «проект» как
целенаправленная работа с элементами
проекта, развитие интереса к
исследовательской деятельности через
знакомство с работами учащихся
начальных классов.
Презентация исследовательских работ
учащихся начальных классов.
Знакомятся с понятием проблема, учатся
видеть проблему, развивают умение
изменять собственную точку зрения,
исследуя объект с различных сторон.
Знакомятся с понятием проблема.
Упражнение в выявлении проблемы и
изменении собственной точки зрения.
Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Знакомятся с понятием «источник
информации» (библиотека, беседа со
взрослыми, экскурсия, книги, видео
фильмы, ресурсы Интернета).
Работают с энциклопедиями и словарями.
Форма
проведения
занятий
Беседа
ЭОР
https://nsportal.ru/nachaln
aya-shkola/dlyakompleksov-detskii-sadnachalnayashkola/2018/03/11/chtotakoe-issledovanie
Дидактическа
я игра, беседа
https://www.youtube.com/
watch?v=bXkD-_BFz00
Дидактическа
я игра, беседа
https://uchitelya.com/okru
zhayuschiy-mir/79412prezentaciya-kak-vybrattemu-issledovaniya.html
https://kids.olcbs.ru/детскиеэлектронныебиблиотеки.html
экскурсия в
библиотеку
экскурсия в
библиотеку
Использование
оборудования центра
«Точка Роста»
Микроскоп
цифровой:
биологический
1011.
1213.
1415.
литературу»)
Наблюдение как
способ
выявления
проблем.
Совместное или
самостоятельное
планирование
выполнения
практического
задания
Выдвижение
идеи (мозговой
штурм).
Развитие умения
видеть
проблемы.
2 ч.
Знакомятся со способами познания
окружающего мира, с наблюдениями и
экспериментами.
Наблюдение за осенними изменениями в
природе. Игры на внимание.
Беседа,
наблюдение
https://www.youtube.com/
watch?v=CakjuHbzWEY
2 ч.
Применяют полученные знания в
практической деятельности, презентуют
свою работу.
Игры с числами.
Беседа,
практическое
занятие
ссылка
2 ч.
Учатся ставить вопросы для решения
существующей проблемы.
Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди
загадочное слово». Прорабатывают
правила совместной работы в парах.
Беседа, игра
«Мозговой
штурм»
Игра
Беспроводной
мультидатчик по
биологии: датчик
влажности, датчик
температуры
окружающей среды
2 год обучения
№
Тема занятия
1.
Что
можно 1
исследовать?
Формулирован
ие темы.
Как
задавать 2
вопросы? Банк
идей
Тема, предмет, 2
объект
исследования
2-3.
4-5.
6-7.
Цели и задачи
исследования
Кол-во
часов
2
Характеристика деятельности учащихся
ЭОР
Игра «Задай
«Банка идей».
https://uchitelya.com/peda
gogika/144849prezentaciya-chto-takoeissledovanie.html
https://www.youtube.com/
watch?v=bXkD-_BFz00
Форма
проведения
занятия
Выполняют задания для развития Беседа
исследовательских способностей. Игра на
развитие формулирования темы.
вопрос».
Составление
Занятие-игра
Характеризуют понятия: тема, предмет, Мозговой
объект
исследования.
Находят штурм
обоснование актуальности выбора темы
исследования.
Выбирают
тему,
предмет,
объект
исследования,
обосновывают
актуальность темы.
Постановка цели и задач исследования. Дискуссия
Определять
сущности
изучаемого
процесса,
его
главных
свойств,
особенностей.
Определение
этапов
исследования.
https://uchitelya.com/peda
gogika/144849prezentaciya-chto-takoeissledovanie.html
Использование
оборудования центра
«Точка Роста»
Учимся
выдвигать
гипотезы
2
10-13.
Организация
исследования
(практическое
занятие)
4
14-16.
Коллекциониро
вание
3
8-9.
Выполнение
практических
заданий, Мозговой
выдвижение гипотез: может быть…, штурм
предположим…,
допустим…,
возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе
подумаем”, “Что бы произошло, если бы
волшебник исполнил три самых главных
желания каждого человека на Земле?”,
“Придумай как можно больше гипотез и
провокационных идей”.
Знакомятся с основными доступными
детям методами исследования: подумать
самостоятельно; посмотреть книги о том,
что исследуешь; спросить у других
людей; познакомиться с кино- и
телефильмами
по
теме
своего
исследования; обратиться к компьютеру,
посмотреть в глобальной компьютерной
сети Интернет; понаблюдать; провести
эксперимент.
Практические задания: тренировка в
использовании методов исследования в
ходе изучения доступных объектов (вода,
свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Практические задания: выбор темы для
коллекции, сбор материала.
Выбирают тему для коллекционирования,
собирают
материал.
Поисковая
деятельность по теме: «Какие коллекции
собирают люди».
http://www.myshared.ru/sl
ide/955218/
Практическая
работа
Практическая
работа
https://www.youtube.com/
watch?v=36jsSCXWgCQ
Цифровая
лаборатория по
биологии: датчик
влажности, датчик
освещения, датчик
температуры
3 год обучения
№
Темы занятия
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся
1.
Исследования,
проектные
работы и наша
жизнь.
Как
выбрать
тему работы с
элементами
проекта?
Обсуждение и
выбор
тем
исследования
Как
выбрать
друга
по
общему
интересу?
(группы
по
интересам)
Какими могут
быть работы с
элементами
проекта?
Формулирован
ие цели, задач
исследования,
гипотез
Планирование
работы
Знакомство с
методами
и
1
Беседа о роли научных исследований в
нашей жизни. Выполняют задание
«Посмотри на мир чужими глазами».
2
Беседа
«Что
мне
Обсуждают
выбранные
исследования.
1
Выполняют задания на выявление общих
интересов. Работают в группах.
Коммуникати
вные игры
2
Знакомятся с видами работ с элементами
проектов. Работают в группах.
Групповая
работа
2
Ставят цели исследования по выбранной Мозговой
теме. Определяют задачи для достижения штурм
поставленной цели. Выдвигают гипотезы.
2
Составляют планы работы над проектом. Занятие-игра
Игра «По местам».
Знакомятся с методами и предметами Обсуждение
исследования.
Определяют
предмет
2-3.
4.
5-6.
7-8.
9-10.
11-13.
3
Форма
проведения
занятия
Беседа
интересно?». Обсуждение
темы
для
ЭОР
https://uchitelya.com/ped
agogika/144849prezentaciya-chto-takoeissledovanie.html
https://uchitelya.com/ped
agogika/144849prezentaciya-chto-takoeissledovanie.html
https://uchitelya.com/ped
agogika/144849prezentaciya-chto-takoeissledovanie.html
ссылка
https://uchitelya.com/ped
agogika/144849-
Использование
оборудования центра
«Точка Роста»
Цифровой
микроскоп:
биологический
14-15.
16.
предметами
исследования.
Эксперимент
познания
в
действии
2
Обучение
анкетированию
, социальному
опросу,
интервьюирова
нию
Работа
в 1
библиотеке с
каталогами.
Отбор
и
составление
списка
литературы по
теме
исследования
исследования в своём проекте.
Составляют анкеты, опросы. Проводят
интервью в группах.
prezentaciya-chto-takoeissledovanie.html
Интервью
Экскурсия
в
библиотеку.
Выбор Экскурсия
необходимой литературы по теме
проекта.
Цифровая
видеокамера
https://kids.olcbs.ru/детскиеэлектронныебиблиотеки.html
4 год обучения
№
Наименование
разделов и тем
Колво
часов
Характеристика деятельности учащихся
1.
Знания, умения
и
навыки,
необходимые в
исследовательс
кой работе.
Культура
мышления.
Умение
выявлять
проблемы.
Ассоциации и
аналогии.
Обсуждение и
выбор
тем
исследования,
актуализация
проблемы.
Целеполагание,
актуализация
проблемы,
выдвижение
гипотез.
Предмет
и
объект
исследования.
Работа
в
библиотеке
с
каталогами.
1
2
2-3.
4-5.
6-7.
8-9.
10-11.
12.
ЭОР
Использование
оборудования центра
«Точка Роста»
Выполняют
практическую
работу Практическое
«Посмотри на мир другими глазами».
занятие
https://uchitelya.com/ped
agogika/144849prezentaciya-chto-takoeissledovanie.html
Цифровой
микроскоп:
биологический
Выполняют
практическую
работу Мозговой
«Неоконченный рассказ».
штурм
Решают задачи на развитие умения Игра
выявлять проблему. Игра «Ассоциации и
аналогии».
https://generatom.com/co
mpose
2
Подбирают
интересующую
тему Дискуссия
исследования из большого разнообразия
тем. Работают над актуальностью
выбранной проблемы.
https://infourok.ru/prezen
taciya-na-temucelepolaganie3798453.html
2
Ставят цели, определяют проблемы и Обсуждение
выдвигают
гипотезы
по
теме
исследования.
2
Определяют
предмет
и
объект Самостоятель
исследования и их формулирование.
ная
работа
учащихся
Экскурсия в библиотеку. Работают с Экскурсия
https://kids.olкартотекой. Выбирают необходимую
cbs.ru/детскиелитературу.
электронные-
2
1
Форма
проведения
занятия
13-14.
15-16.
Отбор
литературы по
теме
исследования
2
Ознакомление
с литературой
по
данной
проблематике,
анализ
материала
Наблюдение и 2
экспериментир
ование
библиотеки.html
Работают с литературой по выбранной Самостоятель
теме. Выборка необходимого материала ная
работа
для работы.
учащихся
Практическая
работа.
Проводят Практическая
эксперимент с микроскопом, лупой.
работа
https://microbia.ru/catego
ry/prostye-opyty-smikroscopom-doma/
Цифровой
микроскоп:
биологический
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей.
Издательский дом «Федоров», Самара.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров», Самара.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти», Москва 2002г.
4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы», Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2003г. № 12.
8. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»// “Завуч” 2001г. № 1
9. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
10. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.
11.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
12. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
13. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.
Материально – техническое обеспечение.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп;
микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из
жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор) и
средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с
которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами.