ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 – х
классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии:
- с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования;
- с требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования;
- на основе авторского курса программы «Функциональная
грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк,
С.А. Шейкина);
Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, обще-учебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития
функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская
грамотность»,
«Финансовая
грамотность»,
«Естественнонаучная
грамотность» и
«Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных
текстов и рефлексией на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей
для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника
чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия
на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является
развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности
нравственного
поведения
в
области
экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность»
является формирование у обучающихся способности использовать
естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях
проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в
него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Программа
курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана
на 16 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских
народных сказок, составление характеристики героев прочитанных
произведений, деление текстов на части, составление картинного плана,
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10,
составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен,
бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния
воды, плавучесть предметов, отражение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать
личную
ответственность
за
свои
поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа
и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать
и оценивать
свои
действия,
вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы
человеческого
познания.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Учебна
я
неделя
Тема
раздела
1 четверть – 4 часа
1
1 неделя «Читатель
Кол Тема урока
-во
часо
в
разд
ела
1
ская
грамотност
ь
8 часов
2
2 неделя
1
3
3 неделя
1
4
4 неделя
1
Виталий
Бианки. Лис и
мышонок
Содержание
Содержание
сказки.
Качество:
осторожность,
предусмотрительн
ость.
Русская
Содержание
народная
сказки.
сказка.
Качество:
Мороз и заяц
выносливость,
упорство.
Содержание
Владимир
Сутеев. Живые сказки.
грибы
Качество:
трудолюбие.
Геннадий
Содержание
Цыферов.
сказки.
Петушок
и Качество:
солнышко
вежливость,умение
признавать свои
Планируемый результат
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие
решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и
поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации,
установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
ошибки
известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
2 четверть – 4 часов
5
5 неделя «Финансов
ая
грамотност
ь» 8 часов
6
6неделя
1
За покупками
1
Находчивый
Колобок
Цена, товар, спрос.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие
решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
Деньги,
цена, – осознавать личную ответственность за свои поступки;
услуги, товар.
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
7
7неделя
1
МухиЦокотухи
8
8неделя
1
Цена, стоимость, – осваивать способы решения проблем творческого и поискового
сдача, сбережения. характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
и Карманные деньги,
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
необходимая
понятиям;
покупка, желаемая – использовать знаково-символические средства, в том числе
покупка.
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
День рождения
Буратино
карманные
деньги
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные
результаты
изучения
блока
«Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических
терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области
семейных
финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
3 четверть – 4 часов
9
9 неделя
1
Как
мужик Услуга,
золото менял
равноценный
обмен, бартер.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие
10
10 неделя
11
11 неделя
«Естестве 1
нно
научная
грамотно
сть»
9
часов
1
Как Иванушка Вода,
хотел попить воды.
водицы
Пятачок,
Винни-Пух
воздушный
шарик
свойства решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
Воздушный шарик, игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
и воздух.
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
12
12неделя
1
Про репку и Корнеплоды.
другие
корнеплоды
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения
новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания
как формы человеческого познания.
4 четверть – 4 часов
13
13 неделя
«Математ
ическая
грамотно
сть» - 8
часов
1
Про курочку Счёт
предметов,
Рябу, золотые составление
и
и простые яйца решение
выражений,
задачи.
Многоугольники.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие
решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
14
14 неделя
1
Про
козлят
капусту
15
15 неделя
1
Про петушка и
жерновцы
16
16 неделя
1
козу, Счёт
предметов,
и составление
и
решение
выражений,
задачи. Ломаная.
Состав числа 9,
анализ данных и
ответы на вопросы.
простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
Как петушок и Разложение числа
курочки
10 на два и три
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
слагаемых.
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
Увеличение числа понятиям;
на
несколько – использовать знаково-символические средства, в том числе
единиц, сложение моделирование;
и вычитание в – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
переделах 20.
известного;
Состав чисел 9, 10, – делать предварительный отбор источников информации:
11.
ориентироваться в потоке информации;
Задачи
на – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
нахождение
полученную от окружающих;
суммы.
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
Задачи
на группировать объекты;
нахождение части. – преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
Состав числа 12.
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
Задачи
нахождение
суммы.
на – принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
Состав
чисел
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
второго десятка.
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Итого 16 часа
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс. / М.В. Буряк, С.А.
Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия)